По сюжету, соблюдая незыблемые традиции жанра, семеро разнополых студентов приезжают куда-то в горную норвежскую глушь, чтобы отдохнуть от городской суеты, выпить да на снегоходах покататься. Во главе компании — говорливый, занудный и попросту противный киноман, чье брюшко обтягивает футболка с принтом джексоновской «Живой мертвечины». Вскоре из деревенского сортира, над которым будет сидеть глупая каноничная блондинка, высунется подгнившая рука покойника, а чуть погодя, на экране покажется уже целый взвод незваных на вечеринку зомби-нацистов, решивших вдруг вернуться из ада. «Операция «Мертвый снег», премьера которой состоялась на кинофестивале «Санденс», — невероятный комедийный хоррор, показавшийся диковатым даже для тех, кто считает себя синефилом со стажем: мертвецы тут наряжены в форму эсэсовцев, белоствольные березки в кульминационный момент обматываются человеческими кишками, а молодежь бежит на врага, вооружившись серпом да молотом. Фанатам студии Troma Entertainment смотреть обязательно, остальным — по желанию, все-таки с непривычки от такого кино может немного подташнивать.
«Остаться в живых» — весьма неплохой слэшер. Учитывая тотальную низкопробность сегодняшних американских этюдов в этом старомодном жанре, фильм можно назвать даже хорошим. У себя на родине кино прокатилось с успехом, кровожадные норвежские киношники уже отсняли несколько сиквелов и, кажется, вовсе не собираются останавливаться на достигнутом. У нас картина вышла сразу на видео, причем с дурацким подстраховочным названием, позаимствованным зачем-то у одного популярного сериала. Разумеется, с «Лостом» этот незамысловатый ужастик ничего общего не имеет. Вместо многозначительного черного дыма тут фигурирует весьма однозначная здоровенная детина в маске, горнолыжном костюме и с ледорубом в руках. Нельзя не заметить, что обычно во время просмотра подобных лент ты и сам превращаешься в дипломированного «чикатило», нашептывающего про себя «убей их всех, убей!», но конкретно с «Остаться в живых» все выходит по-другому. Туристам-сноубордистам, которым по сюжету достаются не только травмированные опасным спортом конечности, но и страшный маньяк, в кои-то веки получается сопереживать — и, как и десять лет назад, ты вдруг ненароком ловишь себя на фразе: «Дура, ну куда ты пошла, беги отсюда, беги!»
Эта мрачная комедия рассказывает об Ульрихе, довольно добром человеке, отсидевшем двенадцать лет за убийство, совершенном на почве ревности. Все морально-нравственные уроки преступником вроде бы пройдены, должные выводы о светлом будущем благоразумно сделаны. Увы, по незнанию Ульрих устилает свой жизненный путь, который ему суждено пройти с самого начала, благими намерениями. Неизбежное фиаско, впрочем, главный герой терпит вовсе не потому, что такие дороги ведут по всем известному направлению, сколько из-за того, что мир за двенадцать лет тюремного срока изменился до неузнаваемости. Единственное хорошее, что в нем было — это родной сын, который вырос и больше не нуждается ни в заботе, ни в советах, ни в самом Ульрихе. А плохое неизменно и в отсутствии «хорошего» его традиционно хочется вышибить чем-нибудь конгениальным. Собственно, если кому-то вдруг стало интересно узнать, к чему привело вторжение странника в чужой враждебный мир, обязательно посмотрите «Довольно доброго человека»: по ритму картина похожа на работы выдающегося финна Кауриусмяки, а вот по части юмора — это практически братья Коэны.
«Охотники на троллей» — очаровательное мокьюментари, пожалуй, самый популярный норвежский фильм последних лет, предсказуемо приглянувшийся не только нам, но и Крису Коламбусу с его кинокомпанией 1492 Pictures, которая сейчас занята производством ремейка. В центре событий картины — молодые кинематографисты, расследующие серийные убийства животных. Человек из общества по защите природы, демонстративно нахмуривая брови, заявляет, что это дело лап агрессивного русского медведя, следы которого можно обнаружить на местах многочисленных происшествий. Людей с кинокамерами, тем не менее, хорошо поставленная речь не убеждает. Кинематографисты увязываются за Гансом, подозрительным бородатым дядечкой, который к удивлению документалистов оказывается не психопатом, а опытным охотником на троллей, что живут в северных лесах не одно тысячелетие. Кажется, со времен «Ведьмы из Блэр» не было ничего более занимательного, чем этот фильм. «Охотники на троллей» — это не просто очередной ужастик, в котором полтора часа лихорадочно трясут камерой с единственной целью — уронить ее к финалу, сколько наиинтереснейшее погружение в дебри скандинавской мифологии. Слышали ли вы, например, что тролли неравнодушны к запаху пота христианина? Посмотрите фильм Андре Эвредаля, и не такое узнаете.
Главного героя этой выдающейся ленты зовут Андреас. Ощутив в «один прекрасный день» обделенность всяким человеческим счастьем, он бросается под поезд, увидев перед этим в подземке совершенно невыносимую для себя картину — двух целующихся и, по всей видимости, счастливых молодых людей. Глаза героя в этот момент ослепил не то свет от фар поезда, не то свет в конце тоннеля. Но через несколько минут Андреас вдруг очнулся в месте, которое большинство европейцев назвало бы раем: уютная квартирка с мебелью из IKEA, несложная офисная работа с высоким жалованием, повсюду красивые улыбающиеся девушки, готовые заняться сексом, не дожидаясь первого свидания. Андреас пытается найти себя в этом радостном и доведенным до абсолюта скандинавском социализме, тем не менее, и в нем ему вскоре становится невообразимо грустно, бессмысленно и неуместно. Сложно сказать, главное ли это кино среди норвежских, однако факт: если нам придется когда-нибудь выбирать лучшие фильмы на свете, «Неуместный человек», безусловно, попадет в первую пятерку. Йенс Лиен снял невероятно точный и умный фильм: по жанру — сатирическую комедию, высмеивающую общество потребления, а по ощущениям — абсурдистскую притчу о том, что нет ничего скучнее совершенства.