Владимир Путин заявил, что в 2011 году господдержка кинематографа сократится с 4,9 млрд. до 4,3 млрд. руб. Это случилось на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, созданном в декабре 2008 года и возглавляемом лично председателем правительства. Фонд Кино, созданный в конце 2009 года, от сокращения средств не пострадает: как и в 2010-м, 2,86 млрд. руб. отойдут ему. Меньше денег достанется Министерству культуры.
Были на Совете и хорошие новости. Так, Правительство гарантировало, что не будет ограничивать в прокате число иностранных лент. Зато объявлено о необходимости увеличить число кинозалов в России как минимум вдвое. Сегодня в стране 950 кинотеатров, а в них более 2500 экранов.
В 2010 году в России открылось 370 новых кинозалов. Резко увеличить этот показатель может проект Минкультуры о создании частно-государственного партнерства по строительству кинозалов. Речь ведется о сети «Киносити» режиссера Федора Бондарчука и основателя «Кронверк Синема» Эдуарда Пичугина. Предполагалось, что государству будет принадлежать 74%, а частным партнерам — 26% будущего «Киносити». По этому проекту до 2015 г. должно появиться 253 досуговых объекта с цифровыми кинопроекторами, общая стоимость которых составит около 9 млрд. руб. Из них 50 центров предполагается построить за счет частных инвестиций, а также многолетнего кредита Внешэкономбанка. Остальные — на государственные деньги партнерства.
Путин так же поддержал инициативу отмены пошлин на цифровые кинопроекторы. Сегодня она составляет от 80 до 100% истинной стоимости аппаратуры.
Важная для экономики новость состоит в том, что в России будет создан первый хедж-фонд, который появится не просто так, а для поддержки кинематографа. Инсайдеры сообщают, что фонд в первую очередь намерен финансировать проекты кинокомпании «Базелевс», принадлежащей Тимуру Бекмамбетову.
К хедж-фондам относятся частные инвестфонды, открытые лишь для узкого круга богатых инвесторов. Интересно, что данная организация создана компанией «Тройка Диалог». Ее глава Рубен Варданян вместе с супругой Вероникой Зонабенд в марте 2010 г. зарегистрировали благотворительный фонд «Эрвез», одним из видов деятельности которого является производство фильмов. Кстати, оказывается, киностудия Бекмамбетова является участницей проекта «Сколково», координатором которого также является Варданян. «Базелевс» намерен открыть в подмосковном иннограде свою лабораторию.
Арбитражный суд Москвы принял решение отменить аккредитацию Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей. Конкурент РСП — Российское общество по смежным правам (РОСП) — считает, что конкурс по выбору сборщика был проведен незаконно, и суд с ним согласился.
РОСП оспаривало решение аккредитационной комиссии Росохранкультуры, которое признало организацию Михалкова победителем конкурса в октябре 2010 года. Решение вступает в силу лишь при отсутствии апелляции, но РСП уже заявил, что будет его подавать. Таким образом, получается, что на практике действие аккредитации может быть прекращено не раньше прохождения дела через апелляционную инстанцию.
Отечественный кинопрокатный бизнес продолжает привлекать на свой огонек все новых мотыльков. При этом горький опыт разорившихся коллег, кажется, не учит никого. В 2011 году в России появятся три новые компании: независимые, амбициозные, но, увы, пока без сильного пакета релизов.
Первыми о создании новой кинопрокатной компании заявили создатели отечественного боевика «Slove: Прямо в сердце» ATgroup. Для начала новообразованная структура переманила под свои знамена сильного менеджера — бывшего главу «Каропроката» Петра Беседина, который в декабре 2010 года поспешил заявить, что помимо собственного кино ATgroup намерена прокатывать зарубежные ленты. Правда, пока ни о каких конкретных проектах заявлено не было. ATgroup рискует повторить горький опыт «Леополиса», проработавшего в качестве прокатчика менее года. Другая компания Art Pictures Media, созданная продюсерами Дмитрием Рудовским и Федором Бондарчуком на основе собственной производственной студии, тоже пока не может похвастаться успешной прокатной работой.
Краснодарские предприниматели положили начало новой компании под названием «Кинопром». Пресс-релиз о ее появлении был распространен 1 февраля. В пакете компании две испанский и пять азиатских картин, в основном это хорроры и один фильм-катастрофа «Землетрясение». Он, кстати, является первой китайской лентой, снятой в формате IMAX. Чтобы максимально обезопасить себя от финансовых потерь, «Кинопром» намерен работать в основном с цифровыми релизами. Эта схема кажется вам знакомой? Все верно! Ее использует новичок прошлого года «Каравелла-DDC». В ней, кстати, накануне 2011-го сменили почти всех топ-менеджеров. Работа прежней команды оказалась неэффективна.
Третьим новичком на рынке в этом году стала компания «Экспонента». О ней пока мало что известно. В ее пакете заявлено несколько релизов, и все предназначены для проката в формате публичного видео.
На страницах on-line магазина iTunes обнаружены нелегальные копии некоторых советских фильмов: «АССА», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Кин-дза-дза», а также мультфильмы о приключениях Чебурашки. Они были выложены в качестве приложений для устройств iPhone и iPad. Стоимость каждого варьировалась от 99 центов до 3 долларов. При чем правообладатели этих картин «Мосфильм» и фонд «Объединенная государственная киноколлекция» были не в курсе происходящего.
Оказалось, что приложения в on-line магазине загрузил некий украинский предприниматель Владимир Пеншин. По его словам, он знал, что возможно нарушает авторские права, но никаких последствий не опасается. Так же он готов удалить приложения с фильмами по первому требованию компании Apple, а она пока даже не получила официальных претензий от правообладателей.
Забавная новость пришла из недр отечественного порнобизнеса. Эхо скандала, разгоревшегося вокруг того, что Министерство Культуры выдавало прокатные удостоверения картинам с вызывающими названиями и порнографическим содержанием, расходится с новой силой. Основатель киностудии «Клубничка» Сергей Логинов, занимающийся производством фильмов для взрослых, подал на Министерство в суд. Он намерен добиться возвращения прокатных удостоверений своим эротическим фильмам. Шансы на то, что судья примет сторону «Клубнички», предприниматель считает высокими, особенно если дело будут рассматривать строго по существу.
В декабре 2010 года Прокуратура заявила об отзыве 147 прокатных удостоверений у кинолент, названия которых содержат «ненормативную лексику, непристойные и вульгарные выражения сексуального характера». В этот список попало порядка 15 картин, снятых на московской киностудии «Клубничка». Без прав на распространение остались такие «шедевры» как «Бледовое побоище», «Оргии беременных», «Счастливые трусов не надевают», «Почтальон кончает дважды», «Дикие фантазии бешеных идиотов» и другие.
Глава порностудии убежден в своей правоте. «У прокуратуры и Минкульта возникли претензии к названиям. Но они составлены из литературных слов, и в них нет ничего запрещенного или оскорбительного», — утверждает он в интервью журналистам. — «У эротических фильмов должны быть эротические названия, точно так же как у детских — детские».