В 1978 году Игорь Толстунов успешно окончил экономический факультет ВГИКа. В то время слово «продюсер» в Советском Союзе не упоминалось, однако фактически, на факультете, где учился Толстунов, готовили именно их. В дипломе у Толстунова было написано: «Организатор производства, экономист кино и ТВ». По окончании ВГИКа Толстунов ушел в армию, а по возвращении начал работать по профессии.
Игорь Толстунов
В 1980 году Игорь Толстунов занял должность заместителя директора Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Проектов, над которыми в то время работал Толстунов, было не так много: это фильмы Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». С 1983 по 1990 годы Толстунов занимал должность директора съемочной группы киностудии. В этот период он принял участие в создании многосерийных телевизионных фильмов «Петр Великий» (реж. Марвин Дж. Чомски, СССР-США, 1983) и «ТАСС уполномочен заявить» (реж. Владимир Фокин, 1984).
К началу 90-х советская киноиндустрия пришла в упадок. «Киностудия им. Горького» простаивала, и Толстунов с партнерами Валерием Тодоровским и Сергеем Ливневым решился на создание частной студии «ТТЛ». Студия просуществовала с 1990 по 1995 годы, и все это время Толстунов был ее исполнительным директором. За этот небольшой период «ТТЛ» сняла такие известные картины, как «Любовь» (реж. Валерий Тодоровский, 1991), «Кикс» (реж. Сергей Ливнев), «Мечты идиота» (реж. Василий Пичул, 1993) и «Подмосковные вечера» (реж. Валерий Тодоровский, 1994).
В тот период «ТТЛ» функционировала на площадях «Киностудии им. Горького», фактически загружая гиганта хоть какой-то работой. В 1992 году Толстунов получил награду «Золотой овен» как Лучший кинопродюсер года. Спустя два года он вновь был отмечен профессиональным призом и званием Лучший молодой продюсер 1994 года. Самое интересное, что до 1993 года фильмы «ТТЛ» приносили неплохую прибыль. Однако система кинопроката постепенно приходила в упадок, и Толстунов оказался в сложном финансовом положении. Для производства фильмов партнеры вынуждены были брать в долг, заниматься непрофильным бизнесом и сильно рисковать. «ТТЛ» дожил до конца 1994 года и из-за финансовых трудностей распался.
В 1994-95 годах Толстунов решил попробовать еще раз и встал у руля собственной кинокомпании «Продюсерская Фирма Игоря Толстунова» или, если сложить первые буквы слов из длинного названия, просто «ПРОФИТ». Первый самостоятельно снятый кинопроект «ПРОФИТа» из-за проблем с финансированием вышел лишь в 1997 году. Это был альманах Киры Муратовой «Три истории».
В том же 1995 году начался долгий и очень продуктивный период сотрудничества с гигантским медиа-холдингом «Медиа-Мост» олигарха Владимира Гусинского. Гусинский предложил Толстунову возглавить киноподразделение холдинга, а «ПРОФИТу» войти в состав новой совместной с «НТВ» кинопроизводящей и киновидеопрокатной организации. Продюсер не отказался, однако выдвинул условие, по которому Гусинский не должен вмешиваться в творческий процесс, а лишь определять объем финансирования. Так на рынке появился «НТВ-ПРОФИТ» — сильнейший игрок того времени, в котором должность генерального директора на будущие семь лет занял Игорь Толстунов. Дебютной работой «НТВ-ПРОФИТ» стал фильм Павла Чухрая «Вор». Картина отметилась как обладатель множества российских и международных наград, а также была номинирована на премию «Оскар» в 1997 году.
Владимир Машков и Екатерина Редникова в фильме «Вор»
«Медиа-Мост» не жалел денег на кино. На тот период для холдинга производство кинофильмов стало прибыльным цикличным бизнесом, а в дальнейшем планировалось строительство сети собственных кинотеатров. Толстунову, как главе «НТВ-ПРОФИТ», позволяли экспериментировать. Поначалу он запускал откровенно авторские проекты, рассчитанные на западный рынок и западных закупщиков, но иногда компания экспериментировала и с массовым кино. Период с 1997 по начало 1998 гг., до дефолта, был периодом взлета компании. Именно в это время резко увеличились сборы от видеопродаж (легальные тиражи «Вора» и «Сироты казанской» достигали четырехсот тысяч кассет). Однако после кризиса 1998 года многое изменилось. Окупать производство стало невозможным.
Тем не менее, Толстунов не боялся сотрудничать с новым поколением режиссеров-дебютантов, а также давал работу и мэтрам советского кино. «НТВ-ПРОФИТ» запустил первые работы Егора Кончаловского («Затворник»), Дениса Евстигнеева («Мама»), Владимира Машкова («Сирота казанская»). Несмотря на плачевное состояние киноиндустрии, за время работы на компанию (фактически до 2002 года) Толстунов спродюсировал и выпустил почти 20 картин. Среди самых известных: «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (реж. Владимир Бортко, 1998), «Хочу в тюрьму» (реж. Алла Сурикова, 1998), «Ворошиловский стрелок» (реж. Станислав Говорухин, 1998), «Лунный папа» (реж. Бахтияр Худойназаров, 1999), «Русский бунт» (реж. Александр Прошкин, 1999), «24 часа» (реж. Александр Атанесян, 2000) и др.
«НТВ-ПРОФИТ» начал также заниматься и выпуском картин в кинотеатрах. Кинопроката, как такового на тот период не существовало, были лишь его зачатки. Тем не менее, компания привозила российскому зрителю такие международные хиты, как «Альбино-Аллигатор» (1996), «Спящие» (1996), «Ягуар» (1997), «Шоссе в никуда» (1996), «Колдовская любовь» (1997), «Пятый элемент» (1997), «Доберман» (1997), «Ледяной шторм» (1997) и другие. Чуть позже, посредством организованной в рамках холдинга кинопрокатной компании «Мост-Синематограф», «НТВ-ПРОФИТ» выпустил в прокат и русское кино собственного производства, а другая компания — «Кино-Мост», совместно с мэрией Москвы, запустит проект реконструкции кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате. Однако доводить его до конца будут уже другие люди.
В 1999 году Толстунов столкнулся с финансовыми трудностями. Из-за них компания чуть было не выбыла из международного проекта «Восток-Запад». Проблемы временно решились и «НТВ-ПРОФИТ» даже планировал запуск впечатляющего пакета фильмов на 2000 год. К слову, реализованным из него стал только режиссерский дебют Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Другие проекты (в частности «Волкодав» по повести Марии Семеновой, «Охота на пиранью» и «Подкидыш») впоследствии ушли к «ЦПШ». А в 2001 году «НТВ-ПРОФИТ» вообще не запустил в производство ни одного фильма.
К 2002 году от «Медиа-Моста» остались только воспоминания. Гусинский вынужден был бежать за границу, а его медиа-империя была развалена и частично распродана. В этот сложный период Толстунов получил деловое предложение от своего хорошего товарища, друга и партнера Александра Роднянского. Украинского медиамагната и продюсера пригласили возглавить канал СТС, а он, в свою очередь, позвал Толстунова возглавить департамент собственного производства канала. На тот период времени СТС не имел возможности заниматься кино, поэтому перед Толстуновым ставились вопросы о производстве исключительно многосерийных телевизионных фильмов. Кино, как предмет интересов телеканала, возникло чуть позже.
Оксана Бычкова и Евгений Цыганов на съемках «Питера FM»
Заместителем генерального директора телеканала СТС по собственному производству Толстунов проработал до 2006 года. За этот период под его руководством было произведено множество сериалов. А вот кинопродукции стало значительно меньше: «Водитель для Веры» (реж. Павел Чухрай, 2004), «Папа» (реж. Владимир Машков, 2004), «Солдатский декамерон» (реж. Андрей Прошкин, 2005) и «Питер FM» (реж. Оксана Бычкова, 2006). Зато качество произведенных картин ни у кого не вызывало сомнений. В 2005 году журнал Forbes включил Игоря Толстунова в пятерку «самых перспективных кинопродюсеров» России.
Официальный уход с СТС не отразился на личных отношениях Толстунова и Роднянского. Давние друзья и партнеры еще долго поддерживали друг друга. Тем более что в 2005 году Толстунов и Роднянский стали совладельцами кинофестиваля «Кинотавр». Продюсерам удалось вывести загибающийся местечковый фестиваль на новый уровень. Однако в 2010 году их пути окончательно разошлись. Толстунов решил выйти из этого бизнеса и продал свою долю Роднянскому.
В 2005 году «Продюсерская Фирма Игоря Толстунова» вышла из состава соучредителей «НТВ-ПРОФИТ», продолжив самостоятельное кино- и телепроизводство. В этот период Толстунова ожидали значительные творческие успехи, которые, к сожалению, практически не были подкреплены успехами кассовыми. Удачно стартовав в массовом кино картиной «Питер FM», Толстунов решился на производство авторских картин. Он финансово поддержал новый проект Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», а также согласился работать с молодой дебютанткой Валерией Гай Германикой. Германике еще предстояло стать феноменом, а в 2008 году в ее дебютный полнометражный фильм «Все умрут, а я останусь» не верила ни одна прокатная компания.
Ольга Шувалова, Агния Кузнецова и Полина Филоненко в фильме «Все умрут, а я останусь»
Толстунов вынужден был выпускать картину в прокат самостоятельно. Для этого им была создана компания «Кино Сити Прокат». В тот же 2008 год она выпустила в прокат другой проект Толстунова — фантастическую комедию «Тариф новогодний». Чтобы избежать затруднений с кинопрокатом в 2009 году Толстунов и его компания «ПРОФИТ» совместно с компаниями «Красная стрела» Валерия Тодоровского и «СТВ» Сергея Сельянова стали соучредителями новой кинопрокатной организации «Наше кино».
К тому времени Игорь Толстунов возобновил сотрудничество с Константином Эрнстом. Давние хорошие знакомые стали партнерами по бизнесу уже не в первый раз. Толстунов сотрудничал с Эрнстом в 1999 году на проекте «Мама», а в 2002 их совместная работа «Займемся любовью» стала первооткрывателем жанра молодежной комедии для нового российского кино. После успеха «Все умрут, а я останусь» от Эрнста поступило предложение о совместном производстве телесериала «Школа». В дальнейшем партнеры реализовали еще один совместный проект — скандальный полнометражный триллер «Чужая».
Игорь Толстунов, Сергей Сельянов и телеведущая Екатерина Мцитуридзе
После заседания совета Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, которое состоялось 19 марта 2010 года, были объявлены компании, получившие государственное финансирование на ближайшие два года. В число восьми компаний-лидеров вошла и «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» (ПРОФИТ). Впрочем, господдержку картины Толстунова получали и до этого.
Сейчас в производстве у продюсера находятся несколько фильмов: романтическая комедия «Номер 13» (господдержка — $800 тыс.) и триллер по роману Павла Астахова «Рейдер» (господдержка на уровне 60% бюджета). В будущем году Толстунов намерен запустить в производство фильм-катастрофу «Метро» по одноименному роману Дмитрия Сафонова, а также историческую драму «Испытание» о первой советской атомной бомбе. И, наконец, новый фильм продюсера Игоря Толстунова «Про любоff», основанный на книге Оксаны Робски, выйдет в прокат уже 30 сентября.
Федор Бондарчук и Оксана Фандера в фильме «Про любоff»
Игорь Толстунов считает, что формулы коммерческого успеха не существует. Существуют базовые основы, благодаря которым можно рассчитывать на то, что фильм не провалится. Это качественный сценарий, актеры, режиссер, бюджет. Как говорит Игорь Толстунов:
«Чем и замечателен этот бизнес — ты никогда не знаешь, будет твоя картина удачной или нет. Кино нельзя потрогать руками!»
Название | Прокат | Год | Объявленный бюджет | Сборы в России |
Чужая | ХХ Век Фокс СНГ | 2010 | $4 000 000 | $1 692 165* |
Тариф новогодний | Кино Сити Прокат | 2008 | $3 200 000 | $3 877 469 |
Все умрут, а я останусь | Кино Сити Прокат | 2008 | $1 250 000 | $235 432 |
Путешествие с домашними животными | Парадиз | 2007 | $1 000 000 | $50 000 |
Май | Каропрокат | 2007 | Нет данных | $195 000 |
Питер FM | Fox / Гемини | 2006 |
$1 000 000 + $3 000 000 (продвижение) |
$7 242 206 |
Солдатский декамерон |
Парадиз / Парадиз |
2005 | $800 000 | $335 773 |
Папа | Наше Кино | 2004 | $3 500 000 | $700 000 |
Водитель для Веры | Наше Кино | 2004 | $3 300 000 | $2 011 837 |
(копродукция, Россия – Украина) | ||||
Радости и печали маленького лорда | Роскинопрокат | 2003 | Нет данных | Нет данных |
Летний дождь | Роскинопрокат | 2003 | $2 000 000 | Нет данных |
Займемся любовью | Каро Премьер | 2002 | $1 000 000 | $273 174 |
Приходи на меня посмотреть | Мост-Cинематограф | 2001 | $600 000 | $60 000 |
Подари мне лунный свет | НТВ-Профит / Пирамида | 2000 | $900 000 | Нет данных |
Женщин обижать не рекомендуется | Мост-Cинематограф | 2000 | $600 000 | $17 500 |
24 часа | Мост-Cинематограф | 2000 | $2 000 000 | Нет данных |
Русский бунт | Мост-Cинематограф | 2000 |
$7 000 000 (совместно с Госкино) |
$75 000 |
Лунный папа | Мост-Cинематограф | 2000 | $1 500 000 | $15 000 |
(копродукция, Таджикистан – Россия – Австрия) | ||||
Затворник | НТВ-Профит | 1999 | $1 000 000 | $15 000 |
Ворошиловский стрелок | Мост-Cинематограф | 1999 | Нет данных | $10 000 |
Восток-Запад | Мост-Cинематограф | 1999 | $56 100 000 | $400 000 |
(копродукция, Россия – Франция – Украина – Болгария) | ||||
Поклонник | Мост-Синематограф | 1999 | $1 000 000 | Нет данных |
Мама | Мост-Cинематограф | 1999 |
$3 000 000 + $500 000 |
$1 200 000 |
Умирать легко | Мост-Cинематограф | 1999 | $1 000 000 | $7 500 |
Хочу в тюрьму | Киностудия им. Горького | 1998 | Нет данных | $15 000 |
Две луны, три солнца | НТВ-Профит | 1998 | Нет данных | $15 000 |
Цирк сгорел и клоуны разбежались | НТВ-Профит | 1998 | Нет данных | Нет данных |
Сирота казанская | НТВ-Профит | 1997 | Нет данных | $25 000 |
Вор | НТВ-Профит | 1997 | $2 000 000 | $100 000 |
Три истории | НТВ-Профит | 1997 | Нет данных | Нет данных |
(копродукция, Россия – Украина) |
* прокат продолжается