У кормушки: «Большая восьмерка» российского кино

filmz

Государство теперь будет финансировать не все российское кино — деньги получат только студии «Большой восьмерки». Кто-то считает, что подобная практика «назначения» мейджоров губительна и абсурдна, кто-то — что это спасение и новые возможности. Мы же просто вспомним о заслугах — и тех, кто победил, и тех, кому не достанется ничего.

В последние дни самая обсуждаемая тема, касающаяся отечественного кино — государство теперь будет финансировать все по-новому. Раньше было как: финансовый поток регулировался Министерством культуры (когда-то — Госкино) и деньги распределялись между картинами, прошедшими так называемый «экспертный отбор». Все это было немного загадочно, потому что большинства из отобранных картин широкий зритель так и не увидел, а про ту часть, что до экранов все-таки дошла, доброго слова порою не скажешь. Теперь другое дело. Государство обещает отдавать деньги (большие, 250 млн. рублей, это свыше $8 млн. в руки) не абы кому не известно на что, а тем, кто картины и вправду делает — и каждый, кто смотрит кино, легко вспомнит, какие именно. Об этом (в разной тональности) говорили уже давно, чаще всего в том плане, что, мол, хватит спонсировать режиссеров, помогите работать продюсерам. И вот время продюсеров пришло. Не всех, конечно — к кормушке допущены лишь те, которые теперь в миру будут известны как «большая восьмерка». Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Возглавляет список безусловный лидер — и по зрительской любви, и по профессиональным оценкам — кинокомпания Сергея Сельянова «СТВ». А это — обожаемые критиками и беспрестанно повторяемые по ТВ фильмы Алексея Балабанова (от «Брата» до «Морфия» и дальше), несколько картин Александра Рогожкина («Блокпост», «Кукушка»), последние по времени работы Сергея Бодрова-старшего («Монгол» и готовящаяся к выходу «Дочь якудзы»). Благодаря этим режиссерам студия три раза выигрывала «Нику» за лучший фильм года. Но не будем также забывать о мультипликационных «героических блокбастерах» про трех богатырей!.. И очень важно, что студия всегда была настроена на работу с дебютантами, которые, в свою очередь, тоже принесли ей немало приятных дивидендов — «Шультес» Бакура Бакурадзе, например, победил на «Кинотавре», а чем стал для страны «Бумер» вы и без подсказок все знаете.

«ТриТэ» — это Никита Михалков. Безусловно, крупнейшая фигура российского кино. Оскароносец, триумфатор Венецианского кинофестиваля. Страна со дня на день ожидает новых «Утомленных солнцем». Казалось бы, о чем разговор? Единственный вопрос, с этим связанный: очень часто кажется, что «ТриТэ» — это только Михалков. В смысле, он один. Понятно, что и фильмы у него дорогие, и, безусловно, стоят того. Но все-таки. Впрочем, еще у студии есть весь на сегодняшний день Фандорин («Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник»), фильмы Владимира Хотиненко («72 метра» и «1612») и «Нежный возраст» Сергея Соловьева. Немало. Быть может, в связи с новой ситуацией прибавится и что-то еще.

Настоящий монстр «Централ Партнершип» (продюсер Рубен Дишдишян). Ладно, фильмы, но еще и телесериалы, и кинопрокат, и права на ленты Paramount на нашей территории тоже у них. Даже кажется: ну куда им еще? Но найдут, конечно, куда потратить. Тем более что если говорить о кинопроизводстве, то и здесь диапазон очень широк. С одной стороны — крупные блокбастеры, от которых не убежать: «Тарас Бульба», «Волкодав», «Наша Russia: Яйца судьбы», впереди — «Брестская крепость» Александра Котта. С другой — бережно взращиваемое кино «ручной выделки»: покорившая международные кинофестивали «Русалка» Анны Меликян, «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, «Живи и помни» Александра Прошкина. Дирижабль (всем известный по заставке) высоко, полет нормальный.

У«Дирекции кино» (продюсер Анатолий Максимов) нет почему-то сайта (если есть — найдите), но есть, все мы это знаем, надежная опора в виде Первого канала. Только за последние два года «Адмиралъ», «Ирония судьбы: Продолжение», «Каникулы строгого режима» «порвали» страну, собрав заоблачную для русского кино кассу. А что уж говорить о «Дозорах», которые вообще были первыми суперхитами нашей новейшей истории? Понятно, что если Первый каждый раз будет пиарить свою продукцию с таким же шумом, как и раньше, встанут и пойдут в кино даже слепые.

Кстати, о «Дозорах». И об «Иронии судьбы» тоже. Они все же чьи — Первого канала или компании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова? Надо бы определиться, потому что, получается, за одни и те же заслуги государственный грант получили и те, и эти. Насколько это честно? Нет, никто не оспаривает в данном случае ни режиссерского вклада в историю кино, ни продюсерского. Но все-таки очевидно, что фильмография у двух членов «большой восьмерки» значительно совпадает. И вообще, судя по тому, что у студии из фильмов не Бекмамбетова на данный момент — одна «Черная молния» («9» не в счет), немного повторяется ситуация с «ТриТэ», разве что главные фигуры разного масштаба. При всем уважении к обоим, в одном случае это, условно говоря, режиссер, созидающий во имя Искусства, в другом — режиссер, работающий во славу Проката. Так почему «Базелевс», а не, допустим, оставшийся не у дел «Коктебель»?..

Возглавляющий студию «Профит» Игорь Толстунов — человек уважаемый и известный, безусловно, один из главных продюсеров страны. На его счету — такая современная классика, как «Три истории» Киры Муратовой, «Вор» и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. А за последние годы — и победитель ММКФ «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, и, не побоимся этого слова, культовый полнометражный дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Вот разве что из кассовых хитов — один только «Тариф новогодний» Евгения Бедарева; ну так не «кассой» единой жив человек. Против Толстунова с его заслугами и авторитетом нечего сказать.

А за студией «Рекун» (которая тоже отчего-то не озабочена созданием сайта) стоит, в первую очередь, всеми уважаемый Валерий Тодоровский. И фильмы Андрея Кавуна «Кандагар» и «Охота на пиранью», и такая ожидаемая картина как «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. И ленты, разумеется, самого Тодоровского — «Любовник», «Тиски». Но не «Стиляги». Потому что «Стиляги» — это студия «Красная стрела» (в число продюсеров которой Тодоровский также входит). Быть может, это ей суждено было стать членом «большой восьмерки» — и помешало только то, что ряд обстоятельств поставил компанию на грань банкротства? Ну да ладно, главное, что сам Тодоровский — это залог качества. Где бы он ни был.

Кстати сказать, давно вышеупомянутые продюсеры Сельянов, Толстунов и Тодоровский (правда, юридически как раз от «Красной стрелы») объединили свои усилия ради создания большой дистрибьюторской компании «Наше Кино». Да, конечно, подразумевается, что ее вид деятельности — не создание, а только прокат и продвижение новых российских фильмов. Но так это, быть может, и главное: снять-то почти каждый может, а вот сделать так, чтобы потом еще и зрители на картину пришли — не всем под силу. Остается надеяться, что альянс (в совокупности, получается, получивший в три раза больше, чем все прочие) потратит средства на то, что в будущем действительно составит честь и славу отечественного кино.

И, наконец, «Art Pictures» — это Федор Бондарчук. Куда без него. Было бы даже странно. Помимо «9 роты» (не только кассовый боевик, но и лучший фильм года по мнению и «Ники», и «Золотого орла») и «Обитаемого острова», в пакете у студии есть еще «В движении» Филиппа Янковского, «Жара» Резо Гигинеишвили. И такие немаловажные артхаусные картины как «Гололед» Михаила Брашинского и «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева. Так что вопросов вроде бы нет. Кроме разве что одного. Профессионалы знают, что половина перечисленных картин — заслуга не Бондарчука, а продюсера Елены Яцуры. А ее в «большой восьмерке» нет. И это отсутствие — один из основных скандалов распределения грантов.

Ведь Яцура — это не только «9 рота», выношенная во многим именно ею, но и, например, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, или «4» Ильи Хржановского, или «Тюльпан» Сергея Дворцевого — то есть все штучные картины особого отбора. И вообще она одна из тех, кто, по сути, создал в нашей стране само понятие — Продюсер, в лучшем смысле этого слова. Когда на «Кинотавре» в 2008-м проходил продюсерский питчинг (в ходе которого продюсеры доказывали другим, чья задумка лучше), именно ее проект «Обратная сторона Луны» в постановке Петра Точилина был признан авторитетным жюри лучшим. Вряд ли кто сомневается, что Бондарчук (как и другие упомянутые выше режиссеры) на свои фильмы деньги и без гранта найдет. А вот что будет делать теперь Яцура? Где восемь миллионов для нее?

А вот за не попавшего в «восьмерку» Александра Роднянского (вместе с Яцурой помогавшего снимать Бондарчуку «9 роту» и уже самостоятельно — «Обитаемый остров») как-то не так обидно. Как и за Рената Давлетьярова, который на свою «Любовь-морковь» и без того деньги всегда найдет. Чувствуется, что они и так выкрутятся, пробьются сквозь лед... А где, к слову сказать, питерцы?.. Компания «RWS» («Всемирные Русские Студии») во главе с Дмитрием Месхиевым всерьез претендовала на свою долю гранта, упорно добиваясь улучшения кинематографического ландшафта во второй российской столице. Их тамошняя киностудия, по некоторым утверждениям, даже круче «Мосфильма» — хотя пока что здесь создаются, в основном, телесериалы. Возможно, именно небогатый кинопакет (громче всех прозвучала разве что «Антидурь») послужил причиной того, что студию отвергли? Или решили, что на Неве и без того «неплохо»?

Другим сюрпризом распределения средств стало уже упомянутое отсутствие в списке киностудии «Коктебель» Романа Борисевича. И это притом, что только что фильм ее производства «Как я провел этим летом» получил сразу две награды Берлинале! А предыдущая лента режиссера Алексея Попогребского «Простые вещи» — призер фестиваля в Карловых Варах, и Гран-При «Кинотавра» у нее. Да и прошлогодний «Кинотавр» выиграл «Волчок» Василия Сигарева — тоже «коктебелевский». И критики дважды признавали работы студии лучшими фильмами года — помимо «Волчка» этой чести удостаивалось еще «Свободное плавание» Бориса Хлебникова! Да, чего греха таить — не все зрители знают, что эти картины существуют. Но ведь это проблема, в основном, самих зрителей — которые не хотят доказать прокату, что это кино их хоть как-то интересует. Так что же, выходит, государство пошло на поводу у масс? А «Коктебель» теперь должен выживать за счет дивидендов от показа своих картин за рубежом — где они представляют, ни много, ни мало, сейчас практически всю Россию? Остается надеяться разве на то, что на артхаус, дебюты и детское кино деньги будут раздаваться отдельно — вроде был разговор про это. А может, и мейджоры помогут — все ведь такие хорошие люди.


Все новости