Фабрика мыльных пузырей или Кто разорил российских продюсеров?

filmz

Разговоры об успехах российского кино не утихают. В кинопрокат в 2007 году было выпущено 78 картин отечественного производства (здесь и далее мы считаем, что кинопрокатный год начинается 1 декабря, как принято в кинобизнесе), в первой дюжине рекордсменов сборов по СНГ оказались четыре картины, созданными нашими и для наших и сборы этой четверки составили солидную сумму – 59 миллионов долларов. Пропитались гордостью за успехи кинопроката? А зря!

Достаточно взглянуть на другие цифры, чтобы понять, что в прошедшем кинопрокатном году российское кино пережило практически катастрофу. Неуемное желание продюсеров во что бы то ни стало прокатать свое творение в кинотеатрах страны практически подорвало веру зрителя в кинематограф местного розлива. Динамика сборов российских картин за год демонстрировала ужасающие картины. Если бы не первые фильмы нового кинопрокатного года («Ирония судьбы. Продолжение» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), что случилось бы с неокрепшим нашим кино в 2008 году, сложно было бы предсказать. Еще не страшно? Тогда посмотрим на цифры.

Совокупный бюджет кинокартин, созданных в России (или с участием отечественных студий) и выпущенных в прокат в 2007 году, составил 221,8 миллион долларов (сумма не включает рекламные бюджеты), в то время как сборы этих картин составили лишь 148,2 миллиона. То есть год был для наших фильмов убыточным, что, в общем-то, не сюрприз. Но есть люди — продюсеры — которым в минувшем году пришлось тяжелее всего — убытки от их творений им придется покрывать еще очень долго.

При подсчете чужих денег принято полагать, что кинотеатры забирают около половины сборов фильма в прокате, еще 10-15% приходится на долю дистрибьютора, отчего производящей студии остаются сущие копейки, которыми необходимо покрыть производственный бюджет и расплатиться с инвесторами. Все это так. Но не стоит забывать, что в случае, если картина в прокате собирает сумму, сопоставимую с ее бюджетом – это практически делает ее окупившейся, ведь существуют еще DVD-продажи, телепоказы (которые телеканалам стоят дороже, если фильм прошел горнило кинопроката, чем если вышел сразу на DVD), доход от размещения разного рода товарных знаков, которые ненавязчиво должны демонстрироваться на экране, и прочие посторонние поступления, которые покрывают примерно половину бюджета.

TOP10 картин отечественного производства, собравших наибольшую кассу
Волкодав из рода Серых Псов ЖаRa Бой с тенью 2: реванш Любовь-Морковь
названиекопиибюджетсборы, USD
Волкодав из рода серых псов6011220 015 000
ЖаRа6001,715 630 000
Бой с тенью 2: Реванш583611 754 000
Любовь-Морковь427211 640 000
Код апокалипсиса65615,58 035 000
123574,16 815 000
Монгол375206 505 000
День выборов5001,96 150 000
1612503125 730 000
Самые доходные (до безубыточности) фильмы 2007 прокатного года:
ЖаRa Любовь-Морковь День выборов Дерзкие дни
фильмсборы/
бюджет
доход
ЖаRа9,1913 930 000
Любовь-Морковь5,829 640 000
День выборов3,244 250 000
Дерзкие дни2,492 010 000
Бой с тенью 2: Реванш1,965 754 000
Волкодав из рода серых псов1,678 015 000
121,662 715 000
Глянец1,561 686 000
В ожидании чуда1,481 450 000
Ведьма1,401 390 000
Нулевой километр1,08240 000
Трое и Снежинка1,0356 000
Мертвые дочери1,0115 000
Три дня в Одессе0,99- 15 000

Параграф 78» в этом списке не присутствует, потому как вместе со второй частью, картина не добрала в прокате до покрытия заявленного бюджета 2,2 миллиона долларов). Лента Алексея Пиманова «Три дня в Одессе» вообще попала в этот список по недоразумению — телевизионные фильмы в прокате не редкость, но сокращенные до полутора часов телесериалы — новинка. Убыток в 15 000 настолько мизерный, что его можно считать безубыточным.

А вот список из тридцати антигероев выглядит на их фоне куда более устрашающим. Сначала обратим внимание на фильмы очень ограниченного проката, выход которых едва окупил печать копий.

Bottom 15 (cборы составили менее 2% от бюджета фильма)
Кружение в пределах кольцевой Последний забой Королев Отрыв
место
в прокате*
название фильмасборы
в % от
бюджета
убыток
78Яр0,10899 130
77Кружение в пределах кольцевой0,18898 420
76Последний забой0,191 097 950
63Королев0,446 969 000
73Отрыв0,611 093 300
75День денег0,61894 500
74Ничего личного0,75794 000
71Вы не оставите меня0,811 289 500
68Полное дыхание0,931 981 500
70Маяк1,001 089 000
72Ласточки прилетели1,00693 000
69Четыре таксиста и собака 21,081 187 000
66Александра1,382 071 000
67Нанкинский пейзаж1,431 380 000
62Пушкин. Последняя дуэль1,751 965 000

В абсолютном выражении 15 антигероев прокат выглядят куда печальнее. Среди них 6 картин, претендовавших на звание блокбастера, и сопровождавшихся агрессивной рекламной кампанией. И 9 из 15 вышли во второй половине года. Стало быть, в его начале вера в продукт местного розлива была еще сильна, но подорвали, недруги!

Самые убыточные фильмы 2007 года
Монгол Код апокалипсиса Королев Андерсен. Жизнь без любви
Место
в прокате*
название фильмасборы
в % от
бюджета
убыток
7Монгол32,5313 495 000
5Код апокалипсиса51,847 465 000
63Королев0,446 969 000
44Андерсен: Жизнь без любви2,466 535 000
9161247,756 270 000
10Слуга государев53,454 655 000
35Изгнание7,044 183 000
22Антидурь28,263 587 000
24Тиски29,132 835 000
4907-й меняет курс3,802 405 000
31Элька21,602 352 000
43Экватор7,202 320 000
23Скалолазка37,002 268 000
38Русская игра9,602 260 000
17Параграф 78. фильм 255,102 245 000

Не зря, выступая перед директорами кинотеатров на декабрьском Кинорынке Константин Эрнст сетовал, что схема зомбирования публики рекламой фильмов более не действует — пример тому все несостоявшиеся блокбастеры, афишами и биллбордами которых были заклеены все улицы и тумбы Москвы и Питера. Ресурс феномена «Отечественного кино», который позволял экспериментировать с сознанием населения страны и заманивать его в кинозалы под воззванием очередного «фильма года», был полностью выработан еще в 2006. Год 2007 прошел под знаком «Национального блокбастера», а на деле оказался больше похожим на кинофабрику мыльных пузырей — какую-никакую кассу делали только фильмы, в которых в главных ролях были задействованы звезды кино и телевидения, но и их присутствие в кадре не спасало некоторые ленты от финансовых неудач.

Но на всем этом, казалось бы, нерадостном поле, можно разглядеть очень важный для нарождающейся отечественной индустрии росток. Прошедший год стал годом дебютантов в кино. Пусть их работы далеки от идеала, но продюсеры и прокатчики сделали очень многое, чтобы хорошие картины, рассчитанные на массового зрителя, не остались незамеченными. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже.

Может быть еще не зритель, но профессионалы индустрии обратили внимание на режиссеров, несущих в себе большой потенциал кассовых картин: Резо Гигинеишвили (ЖаRа), Павел Санаев (Нулевой километр), Антон Мегердичев (Бой с тенью 2: Реванш), Евгений Бедарев (В ожидании чуда). В наступающем году нас ждут новые имена и потенциально очень сильные картины. Дистрибьюторы стали жестче отбирать фильмы для проката. Это значит, что большинству картин, более подходящих для выхода на телевизионный экран, путь на экран Большой будет заказан (либо их прокатом будет заниматься не обладающие большими бюджетами дистрибуционные компании, а стало быть вреда от них будет куда меньше). Может быть доля в количестве картин и упадет с нынешних 24% до 20%, но, хочется надеяться, что сборы от этого только вырастут.

У нас уже есть свои фавориты в наступающем году, есть и темные лошадки, на которых так и тянется рука сделать ставку. Год только начинается. И начинается он, как нам кажется, хорошо. Потому как мы уверены – время катастроф миновало. Нас ждет Настоящее кино!

* — Место среди фильмов производства России в прокате СНГ (без учета сборов на Украине)

** — все данные о сборах и числе копий в прокате публикуются по данным журнала «Кинобизнес сегодня»


Все новости