«Иллюзион»
Еще в конце XIX века (именно в это время развиваются события «Престижа») Жорж Мельес, один из отцов кинематографа, а по совместительству – иллюзионист, понял одну важную вещь: кино – это самый лучший фокус, идеальная иллюзия. Кристофер Нолан, создатель «Помни» и «Бэтмэн: Начало» снимает кино, исходя из той же самой идеи. Его новая картина «Престиж» – лучшее тому доказательство. Если «Иллюзионист» Бюргера – фильм про иллюзию, то «Престиж» – это и есть иллюзия. Иначе говоря – кино.
Сначала может показаться, что Нолан – грубый материалист и собирается убедить зрителя в том, что чудес не бывает. Не для этого ли он демонстрирует скрытые механизмы, которые используют фокусники, раскрывает секреты, лишает профессию иллюзиониста всякой романтики? Но стоит досмотреть до конца, чтобы понять: все разоблачения здесь – умелая уловка, способ отвлечь внимание. А самый главный секрет обрушивается на зрителя под финальные титры. Взявшись за экранизацию фантастического романа Приста, Нолан фактически превратил фантастику в шизофрению. Фильм полон сюжетных раздвоений, зеркал и двойников. Именно в этом и состоит престиж «Престижа» – его интрига и волшебство.
Попасть за кулисы мира иллюзионистов – само по себе заманчиво. Тот, кто смотрит представление из зала, знает лишь то, что связанная девушка, которую заперли в аквариуме, каким-то чудом «выходит сухой из воды», мило улыбается и приседает в реверансе. А тот, кто смотрит картину Нолана, осведомлен лучше. Например, он знает, что замок на аквариуме и узел веревки – ненастоящие. И именно это, а вовсе никакая не магия, гарантирует то, что зритель останется доволен, а девушка – жива. А вдруг случится сбой в системе? Замок не откроется, узел не развяжется, кто-то вовремя не дернет за нужную веревочку… И девушка бьется в запертом аквариуме, как русалка из сказок, и в конце концов захлебывается, ведь она не русалка – просто ассистентка фокусника. Изнанка иллюзорного мира груба и жестока. Там и изобретательность, и тщеславие, и обман. Дерзкий полет фантазии над трупами случайно убитых женщин и птиц. Постоянная борьба за то, чтобы сотворить чудо. Любыми средствами. С этой изнанкой и знакомит своего зрителя Кристофер Нолан.
Ясно, что показывать иллюзию с обратной, не самой приглядной стороны, означает заранее отказываться от зрелищности. Если оценивать атмосферу, цвет, эмоциональность, «Престиж» – фильм строгий, холодный, даже блеклый, по сравнению с тем же «Иллюзионистом». Нет в нем и вудиалленовского стеба, как в «Сенсации», где тоже не обошлось без фокусов. «Престиж» работает как магнит: берет не яркостью, а притяжением. Это касается и игры актеров. Очень показателен здесь образ, который рисует Дэвид Боуи – молчаливого и мрачного ученого, творца и разрушителя одновременно. Образ, не красочный, но завораживающий. Загадочная двойственность присутствует и в характере белокурой ассистентки, которую исполняет Скарлетт Йоханссон (похоже, это становится ее амплуа). Но главный сюрприз преподносят Хью Джекман и Кристиан Бейл. Ни от Росомахи, ни от Бэтмэна зритель, возможно, не ожидает, что они окажутся обычными людьми, не чуждыми подлости, эгоизма и тщеславия. А может быть даже не людьми, а призраками – невзрачными тенями друг друга. В этом смысле, они обманывают ожидания. Недаром в США сборы фильма не достигли заоблачных высот – $52 млн. за все время проката. Но стоит учесть, что «Престиж» просто создан для того, чтобы обманывать. Выражаясь словами героя фильма: «он не может не обманывать, это у него в крови». Обманывать, в том числе и ожидания, но ни в коем случае – не разочаровывать.