Рецензия на фильм «Следопыт»

«Индейцы против орков»

«Следопыт» – красивый и неприлично глупый фильм о том, как викинги в X веке пытались завоевать американские земли, но встретили жестокий отпор со стороны своего бывшего соплеменника, которого вырастили индейцы. Из римейка одноименного норвежского фильма 87 года получился стандартный приключенческий экшн, прописанный по всем законам Голливуда, которые хоть и работают, но давно уже приелись. Что в этом фильме радует, так это антураж: дивные виды заснеженных гор, белая лошадь на белом снегу, мощная сцена схода лавины. Некоторой новизной блещут спецэффекты в снегу, на льду и на скалах. А вот сюжет, актерская игра, и условная сверх-идея описываются одним словом: несерьезно.

Действующие лица картины строго делятся на хороших и плохих. Хорошие, естественно, индейцы – у них и лица приятнее, и повадки благороднее. А викинги в «Следопыте» – просто исчадия ада. Зверские рожи, всклокоченные бороды, рогатые шеломы, черные кони. Ничего не напоминает? Ну, конечно же, здесь торчат длинные уши «Властелина колец». Режиссер Маркус Ниспел, четыре года назад блеснувший римейком «Техасской резней бензопилой», решил не оригинальничать и слепил свой новый фильм из штампов и заимствований. Посадил орков на страшных вороных лошадей – получились викинги. Эльфов заменил на индейцев (какая, в сущности, разница – и те, и другие стреляют из луков). Нацепил на героя плащ с капюшоном и объявил его Следопытом. Отправил Следопыта бороться со Злом. В конце концов, побежденное светлым героем, Зло в буквальном смысле кануло в бездну. А на американской земле воцарились мир и покой.

Не смотря на примитивность сюжетных ходов и диалогов, есть в «Следопыте» и свой психологизм. Главный герой, заброшенный в Америку сын викинга, никак не может до конца понять, кто он такой – викинг или индеец. Он борется с демонами прошлого (по выражению вождя племени), а демонами предстают его северные сородичи. Он расставляет для них ловушки, а в них по несчастному стечению обстоятельств попадаются нынешние соплеменники – братья-индейцы. Нельзя сказать, что Карлу Урбану («Превосходство Борна», «Властелин Колец») удалось прекрасно передать внутренний конфликт, раздирающий его героя. Но все-таки проблема в фильме поставлена. И даже решена – когда в финале Призрак вызывает сход лавины звонким криком: «Я знаю, кто я такой!»

Нынешней теплой зимой в кинотеатре то и дело натыкаешься на индейцев. Буквально на наших глазах только что пала цивилизация майя в «Апокалипсисе». Оглянуться не успели, а северо-американские индейцы уже воюют с викингами и (похоже, жизнь налаживается) побеждают их. Гибсона упрекали за излишнее внимание к деталям, особенно жестоким (этот режиссер просто привык все делать на совесть). А вот Ниспел так увлекся описанием вечной битвы «бобра с козлом» и адаптацией «Властелина колец» для американской средней школы, что ему было явно не до деталей. В его фильме господствует та условность, которая бывает характерна для сказки: в некотором царстве, в некотором государстве… В конечном счете, «Следопыт» – это и есть сказка. Причем отнюдь не для взрослых.


Все новости