«Голливуд – Голландия – Голливуд»
Для своего нового фильма, снятого после шестилетнего перерыва на родине, в Нидерландах, Пауль Верхувен выбрал классический сюжет: сложную судьбу красивой женщины, которой в контексте фашистского режима приходится одновременно играть роль жертвы, шпионки и проститутки. В «Черной Книге» к вышеупомянутым характеристикам героини прибавляется ее еврейское происхождение, удваивающее опасность, которая грозит ей в случае провала. «Свет во тьме», «Шарлотта Грей», «Голова в облаках» уже заставляли зрителя покрываться холодным потом, сопереживая очаровательной шпионке. На этом фоне «Черная книга» выглядит довольно блекло. И хотя фильм основан на реальных событиях (свидетелем которых отчасти был и сам режиссер), живости ему это не прибавляет.
Начинается картина с того, что бойкая рыжая красотка приезжает в Израиль в рамках тура по Святой Земле и там, случайно заглянув в школьное окно, узнает в миловидной учительнице Рэйчел, свою подругу времен войны. На вопрос, как она здесь оказалась, подруга отвечает: «Это моя земля. Я здесь живу». Все дальнейшее в фильме – воспоминания героини о том, как тяжело ей пришлось в пору, когда у нее еще не было своей земли, а была только толпа врагов, караулившая ее за каждым углов в фашистской Голландии. Зритель узнает, как ее семью расстреляли при попытке переправиться на пароме за границу вместе с другими еврейскими семьями. Как чудом спасшаяся Рэйчел вошла в ряды Сопротивления и соблазнила фашистского капитана Людвига Мюнце. Как ее шпионская деятельность была разоблачена, товарищи убиты, а сама она оказалась под подозрением в предательстве. И как потом война, наконец, закончилась, а с ней – и беды героини. С оговоркой на то, что как раз последнее известно зрителю с самого начала.
Не только сюжетный прием с воспоминаниями, заранее обещающий хэппи-энд, лишает фильм Верхувена напряжения. Дело в том, что в каждом кадре чувствуется рука мастера развлекательного кино. В его фильмах героев не принято жалеть, ими принято любоваться. Верхувен дает такую возможность и в «Черной Книге», превращая Рэйчел в соблазнительную куртизанку, осветлившую волосы в целях конспирации. Но такая сцена одна, а как же остальные 140 минут фильма? Если не любовь, то, как известно, смерть. То и дело появляются фашистские солдаты и в упор расстреливают очередную группу героев (к концу остается только удивляться, как хоть кто-то дожил до финала). Похоже, Верхувен стремился снять сцены убийств без того голливудского лоска, которые делали его предыдущие картины культовыми. Снять без лоска удалось, но это привело лишь к тому, что драма стала сильно смахивать на боевик. Героев убивают каждый раз до того, как зритель успеет хорошенько запомнить их в лицо, не говоря уж о том, чтобы узнать их характеры. Естественно, в таком случае смерть выглядит уже не трагедией, а всего лишь законом жанра. Довольно циничный подход для картины о преследовании евреев.
Разумеется, «Черная Книга» не перечеркнет культовый статус режиссера, подарившего зрителям «Шоу-гелз», «Вспомнить все» и «Основной инстинкт». Более того, фанатичные поклонники Верхувена, считающие «Звездный десант» философским шедевром, вполне могут назвать «Черную Книгу» Откровением XXI века. Ну а те, кто к таким ярым поклонникам не относятся, поймут для себя следующее: в европейском кино Верхувену, пожалуй, не место. И огромный для Голландии бюджет в 16 миллионов евро здесь ничего не меняет. «Черная Книга» получилась слишком легковесной, чтобы называться драмой. Но и в разряд развлекательного кино она, со своей проблемой антисемитизма, тоже не вписывается. Зато новая картина Верхувена вписалась в список потенциальных номинантов на премию «Оскар». Голливудский мастер голландского происхождения снял кино на родине и возвращается в Голливуд с трофеем. Только вот ценность этого трофея представляется несколько преувеличенной.