Рецензия на фильм «Остров»

«Репортаж со святого места»

Рекламная кампания фильма «Остров» раскручена, как не трудно было заметить, вокруг слогана: «Здесь происходит необъяснимое». Упор сделан на том, что русскому зрителю не чужда мистическая тема, а потому обещание «необъяснимого» зацепит его и привлечет в кинотеатры. Нарезка для рекламных роликов осуществлена в том же ключе – пожар, искривленное лицо бесноватой девушки, кукарекающий Мамонов, панорама таинственного острова… Как ни грустно это признавать, но из подобных анонсов верное представление о фильме составить практически невозможно. «Остров» не имеет ничего общего с второсортными мистическими изысканиями, а-ля «Код да Винчи», намеки на которые дает ролик. Ключевое слово для понимания этого фильма – не «таинственность», а «таинство». В картине Лунгина речь идет о вере, о раскаянии, о страхе Божьем, а вовсе не о тех загадочно-мрачных фокусах, которые знакомы нам по «Стигматам», «Шестому чувству» или «Сердцу ангела». И пусть зритель больше привык именно к таким фильмам, на фоне которых «Остров» стоит особняком, – это не делает его менее востребованным. Потому что его содержание – не выдумка, не плод чьих-то больных фантазий, а самая настоящая правда, о которой в наш суетный век многие успели забыть, но о которой многие рады будут вспомнить.

При создании фильма все сошлось одно к одному. Лунгин, который докопался, наконец-то, «до самого нутра» (а попыток это сделать он не оставлял с самого начала своей режиссерской карьеры). Мамонов, чей вечный эпатаж в последние годы обрел мощнейшее внутреннее основание. Сценарий Дмитрия Соболева, выпускника сценарного отделения ВГИКа, – необычный, дерзкий, при этом напрочь лишенный скандальности. И все это в контексте суровой красоты северных пейзажей (фильм снимался в Кеми, на берегу Белого моря). Те, кто бывал на Соловках (они в последнее время становятся все более популярны для посещения туристами), сразу поймут, в чем тут дело. Это совсем особое место, окруженное особой атмосферой: ее нельзя создать искусственно, в нее можно только включиться. И авторы «Острова» это сделали: включились. В некотором смысле, «Остров» – это даже не художественный фильм, а прямой репортаж со святого места. Из такого «здесь и сейчас», которое расположено в вечности, а значит, никогда не теряет актуальности. Вот почему за судьбу «Острова» не стоит беспокоиться. Заявленный режиссером как неформатное кино, «Остров», тем не менее, отнюдь не фильм для интеллектуальной элиты: это в самом прямом смысле фильм для народа, появившийся очень вовремя и очень к месту. Причем так было бы в любом случае, выйди он на годы раньше или на десятилетия позже.

Воспринимается «Остров» двояко. С одной стороны, удивляет. Начать с того, что трудно было ожидать такого фильма от Павла Лунгина, чьи «Бедные родственники» и «Дело о мертвых душах» (самые недавние работы) особых надежд не внушали. Потом Мамонов. Человек с яркой биографией: лидер «Звуков Му», на концертах которого люди в свое время впадали в настоящий транс, актер из «Такси-блюз», а последний десяток лет – отшельник в деревне Ревякино. Ну, пережил человек какие-то моральные потрясения, живет себе тихо, интервью практически не дает, изредка приезжает отыграть очередной странноватый моноспектакль, и кому какое дело до его духовной трансформации?.. А тут вдруг раз – и вот стоит он перед камерой Лунгина и держит «маленькое сердце в ладошках». Донес до зрителя, не расплескал – все то, что скопил за годы уединенной жизни. Донес свою веру. Впрочем, не мене, чем исполнитель главной роли, удивительны Сухоруков и Дюжев! Народные любимцы, обаятельные братки, и тут на тебе – у обоих бороды, рясы и какие-то поразительно ясные взгляды. Чудо? Но в том-то и дело, что смотрятся все эти странности очень спокойно, словно так оно все и должно быть. И вот это действительно чудесно.

В июне «Остров» открывал «Кинотавр», в сентябре закрывал 63-й Венецианский фестиваль. Плюс к этому, на счету фильма Лунгина победа на фестивале «Московская премьера». Но достоинства фильма (как и человека), ясное дело, не в наградах и званиях. Достоинства – они в душе. А душа у этого фильма пронзительно светлая и ясная, хоть и строгая, как северное море. И хочется каждому из вас посоветовать в нее заглянуть.


Все новости