Рецензия на фильм «Париж, я люблю тебя»

«Букет, доставленный из Парижа»

Город, овеянный вековой поэтической дымкой, в последнее время потускнел. Не понятно, кого теперь больше на парижских улицах – туристов или торговцев пластмассовыми брелоками в виде Эйфелевой башни, made in China. Мечта растиражирована с привычным для 21 века голливудским размахом. Мечта стала низкопробной. Цветочная романтика «Амели» сменилась черно-белой, «под старину», романтикой «Ангела А». И кажется, слова и приемы на этом кончились. Под не замолкающие вздохи «je t`aime», под щелчки фотоаппаратов, город накрыло забвение. По крайней мере, именно так расценили ситуацию, сложившуюся в их родном Париже, продюсеры Эммануэль Бенбии и Клоди Оссар. И решили эту ситуацию исправить. Они кинули клич среди режиссеров: придите и снимите свой Париж! Режиссеры радостно согласились: снимать Париж до сих пор престижно по одной идее.

И получилась картина, «приятная во всех отношениях» (гвоздь программы «Особый взгляд» на фестивале в Каннах, гала-премьера на XXVIII ММКФ). Приятная французским продюсерам, которые в своем понимании «освежили» образ Парижа, 22-м режиссерам, которые по команде дружно приобщились к прекрасному, и наконец – зрителям, которые стали свидетелями яркого кино-эксперимента. Перед нами фильм, составленный из 18 новелл, действие каждой из которых развивается в новом районе Парижа. Перед нами имена известнейших режиссеров: Тома Тыквера, Гаса Ван Сента, братьев Коэнов, Изабэль Койше… Перед нами любимые актеры: Джульетт Бинош и Фанни Ардан, Жерар Депардье и Боб Хоскинс, Льюдвин Санье и Натали Портман, Элайджа Вуд и Стив Бушеми… Одним словом – букет.

Такого разного Парижа, как в новом фильме-сборнике, вы еще не видели. Одинокая американская почтальонша переживает катарсис, сидя на лавочке (Александр Пейн), а в это время муж читает умирающей жене Мураками и кормит ее профитролями (Изабель Койше). Один паренек ждет свою новую подругу у входа в мечеть (Гуриндер Чадха), а в это время другой паренек, поддавшись внезапному порыву, дает свой телефон симпатичному иностранцу (Гас Ван Сент). Парочка мимов знакомится в тюремной камере (Сильвиан Шомэ), а в это время пара вампиров одаривает друг друга кровавыми поцелуями (Винченцо Натали). «А в это время» может продолжаться долго. Зрителя ждет и привет от Лолы в новелле Тома Тыквера, и замечательный дует Фани Ардан и Боба Хоскинса, и Депардье в роли бармена, и Бинош во всем великолепии трагического амплуа, и Бушеми – во всем великолепии амплуа трагикомического. А сам Париж здесь – ожившая декорация, которой отводится главная роль. Каждая географическая точка города пульсирует в собственном ритме, множество сердец бьется одновременно, и каждое – говорит о своем. Одно о смерти, другое о смехе, третье о музыке, четвертое о красоте. И каждое, по-своему, о любви.

В 1965 году шесть режиссеров французской Новой волны, среди которых были Ромер, Шаброль и Годар, сняли картину «Оглядывая Париж» ("Paris Vu Par"). В 84-м во Франции вышел фильм «Оглядывая Париж. 20 лет спустя». И вот теперь, спустя еще двадцать с лишним лет, появился третий по счету киноальманах, посвященный Парижу. Как и предыдущие два, он хорошо отражает дух своего времени. «Париж, я люблю тебя» задуман и сделан как «новинка» (в том смысле, как это часто пишут на продуктах в супермаркетах). Но это не только новый Париж, показанный через отражения во многих маленьких зеркалах. Это еще и уверенный шаг на пути к кино будущего, к интерактиву, о котором пророчит Гринуэй.

После «Помни», «Малхолланд Драйв» и фильмов того же рода, которых за последние годы выходило множество, можно было предположить, куда дальше будет развиваться кинематограф. Режиссеры вступили со зрителем изощренную игру, тасуя эпизоды и обманывая логику. Их метод из новаторского быстро превратился в избитый, искусству потребовались новые жертвы. Следующее, что было отброшено после логики, - единичный режиссер. Раньше стоило удивляться – как же в голове одного человека уместилось столько образов, героев, тем и их переплетений. На этот раз удивляться не приходится, ведь образам и героям не пришлось уживаться в одной голове. В картине «Париж, я люблю тебя» было задействовано множество голов, и это породило разнообразие. Такое разнообразие способно захватить и даже очаровать. И все же это «придуманное чудо», а его эффект очень далек от того мистического воздействия, которым кинематограф успел завоевать сердца людей. Однако прогресс налицо. И можно предположить, что скоро к созданию фильмов подключится сам зритель, сделав кино еще более разнообразным и еще менее похожим на кино, которое смотрели наши родители.


Все новости