30 дней до рассвета

«Шведские сюрпризы»

Когда Анника (Петра Нильсен) приезжает со своей дочкой Сагой (Грете Хавнешольд) в северный шведский городок, она еще не представляет, какие сюрпризы ее ждут. Однако очень скоро ей придется столкнуться с тем, что школа и больница – два самых безобидных, казалось бы, учреждения – работают как рассадники вампирской заразы. Главный врач, профессор Беккерт, оказывается по совместительству главным вампиром. Около века назад он со своим отрядом эсэсовцев наткнулся в заснеженном Прикарпатье на пустую избушку, в которой его, в свою очередь, тоже подстерегали сюрпризы: еще теплая печка и не заколоченный гроб с девочкой-кровопийцей. С тех пор Беккерт отрастил клыки и когти, стал врачом-генетиком и обосновался в Лапландии, где мог месяцами не опасаться наступления рассвета.

Зрителя, который посмотрит вампирскую комедию Андерса Банке, также ждут свои сюрпризы. Однако, в отличие от героев фильма, все-таки приятные. Первый шведский фильм про вампиров, созданный двумя выпускниками ВГИКа (Андерс Банке – режиссер, Крис Марис – оператор), способен перевернуть представление сразу о многих вещах. Во-первых, о том, что в рамках вампирской тематики ничего нового придумать уже нельзя. Еще как можно! Тем более в Швеции, где этот сюжет до Банке не получал своего кинематографического развития, и где, простите за повторение, бывает полярная ночь. Во-вторых, Банке опровергает стереотип о том, что стёб – это тупо. Его фильм пародирует все классические вампириады, начиная с «Дракулы» и «Интервью с вампиром», заканчивая «От заката до рассвета», и тем не менее остается самостоятельным зрелым произведением. Если профессор Беккерт занимался тем, что скрещивал в своей лаборатории людей с вампирами, то Банке с не меньшим профессионализмом скрестил комедию с хоррором. Да так, что фильм не потерял ни в художественной составляющей, ни в культурном плане (чего стоит одна отсылка к гоголевской жути, в лице кровожадной панночки из пролога).

Как отмечает сам режиссер, основная шутка фильма – это отношения городских обывателей с вампирами. Приличные взрослые люди, вроде Анники, или даже не столь приличные школьники, еще могут смириться тем, что им придется бороться с нежитью. Но уже полной неожиданностью для них становится тот факт, что нежить – это они сами. Происходит метаморфоза самым фарсовым образом: на встрече молодого человека с родителями девушки (ее отец некстати оказывается священником), на молодежной тусовке, где глаз не сразу отличает упырей от готических подростков, или даже в полицейском участке. «Хэппи-энд» картины чем-то напоминает нелепый финал ужастика «Земля мертвых», когда оставшиеся в живых люди отпускают зомби на волю вольную – мол, все твари божьи, пусть себе идут. Вот и в «30 днях» машина скорой помощи увозит вампирское семейство в светлое будущее. Водитель многообещающе подмигивает красным глазом в зеркальце дальнего вида. Вы, конечно же, помните, как на последних кадрах «Интервью с вампиром» Том Круз поправлял манжеты и делал погромче магнитолу?

Победа на международном фестивале Fantasporto и приличные сборы уже на первых порах проката пророчат «Frosbiten» большой успех. Практически а одночасье Андерс Банке сделал себе имя и привлек внимание шведскому кино, которое очень долго оставалось в тени. Кто бы мог подумать, что выход из тени обеспечит вампирская комедия? В этом можно увидеть шутку судьбы, которая отвечает на удачную шутку Банке. Как-никак «30 дней до рассвета» – самый остроумный фильм из тех, что снимались на вампирскую тему. К тому же, самый современный. На спецэффекты к нему ушла четверть трехмиллионного бюджета, а «Фидо Фильм» и «Улитка» (спецэффекты к «Ночному дозору») постарались на славу, чтобы вампиры выглядели устрашающе и ловко передвигались по потолку. Ну и наконец, где еще увидишь сейчас, как луна освещает серебристый снег под любимую в России песню: «Темная ночь, только пули свистят по степи»?


Все новости