Кочевник

«Степь да степь кругом»

Объединение казахского народа долго откладывалось. Ханы не могли друг с другом договориться, джунгары, пользуясь этим, разоряли земли, а мудрецу Оразу оставалось только грустно наблюдать за неудачами своих единоплеменников. Однако ситуация а корне изменилась, когда небо послало правителю сына Мансура. Ораз воспитал мальчика вдали от ханского двора, где ребенку грозила опасность, и сделал из него прекрасного воина. Мансур возмужал и вскоре оказался способен дать отпор джунгарам. Под его справедливой десницей и объединились казахские племена.

Окончание работы над «Кочевником» откладывалось почти так же долго, как объединение Казахстана. Ну, может быть, немногим меньше. Все началось с идеи, которую Рустаму Ибрагимбекову подал казахский лидер Назарбаев. Для экранизации одного из самых драматических эпизодов в истории казахского народа были приглашены два режиссера – Талгат Теменв и Иван Пассер (последнего выловили в Голливуде, применив дружеские связи с Милошом Форманом). Ибрагимбеков, славный сценариями к фильмам «Утомленные солнцем», «Восток-Запад» и «Сибирский цирюльник», написал сценарий и для этого готовящегося кино-шедевра. «Кочевник» должен был стать первым в своем роде фильмом, объединившем Казахстан, Россию и Америку в едином творческом порыве. Однако единый порыв подкачал. Иван Пассер отказался от съемок первой же зимой, когда на съемочной площадке, по выражению Ибрагимбекова, «выпал первый снег и пала первая лошадь». Гильдия американских режиссеров начала грозить съемочной группе «Кочевника» судом. Работа над фильмом прервалась почти на год, в течение которого бюджет стремительно таял. Вот тут-то и появился «объединитель племен», под руководством которого фильм был все-таки доснят и сейчас готовиться к выходу во многих странах мира. Человеком, который спас ситуацию, оказался Сергей Бодров – третий в списке режиссеров «Кочевника».

Преодолев множество препятствий, «Кочевник» наконец вышел на российские экраны. Глазам зрителей открылась суровая экзотика казахских степей, на фоне которой разворачиваются баталии и не слишком выразительная любовная линия. Являя собой масштабный проект, рассчитанный на тиражирование по всему миру, включая США, «Кочевник» несет на себе печать всех тех неувязок, которые сопровождали фильм во время создания. Его главный недостаток – ярко выраженная условность, причем во всем, начиная от исторических фактов, кончая диалогами героев. Такое впечатление, что картина одета в прочную броню, состоящую из батальных сцен, громоздких декораций и пафосных монологов (все то, за счет чего фильм вроде должен пользоваться успехом у широкой публики). Однако под этой браней просматривается отсутствие четкого замысла, уверенной режиссерской позиции. И это не удивительно, потому что «Кочевник» с самого начала должен был стать явлением мирового масштаба, и только во вторую очередь – детищем какого-либо режиссера. Пассер, Теменев и Бодров, по мере необходимости перехватывая друг у друга бразды правления, довели создание картины до конца. Но едва ли хоть кто-то из них может сказать: это мой фильм; я сделал его таким, каким хотел.

«Кочевник» своим выходом на экраны призван решить две важные задачи: во-первых, привлечь всеобщее внимание героическому прошлому Казахстана, во-вторых, покорить Америку. В процессе просмотра довольно быстро становится понятно, что эти две задачи во многом противоречат друг другу. Постоянно ориентируясь на западного зрителя, создатели фильма пожертвовали исторической и культурной точностью. Воспевая Казахстан, они одновременно сделали из него безымянную экзотическую страну, в традиции которой зрителю нет нужды углубляться. Достаточно заметить, что ее мужчины ездят на лошадях и размахивают кривыми мечами, а женщины носят длинные серьги. Главные роли в фильме играют голливудские актеры, двое из которых – гавайцы (Марк Дакаскас, Джейсон Скотт Ли). Это вызывает недоумение, однако только так картина может претендовать на какой-то успех в Штатах. Не смотря на все реверансы в сторону Америки, там фильм пойдет на казахском языке, с английскими субтитрами. Идея смелая и достойная уважения, вот только возникает вопрос: почему такого счастья лишены русские зрители? В общем, «Кочевник» рождает не один, а целую тучу вопросов, но ответ на все один: это первый фильм в своем роде, а значит он независимо ни от чего должен быть встречен ликованием. Во всяком случае в России, ведь это, трудами Бодрова, на треть отечественный фильм.

Для любителей исторических кино-эпосов «Кочевник» - еще один фильм в ряду «Трои», «Царства Небесного», «Последнего самурая» и других. Здесь есть и осада крепости, и нежданная подмога, и жестокий поединок двух друзей, и пушки против копий, да и много чего еще, что многие зрители знают уже наизусть. Минусом фильма подобное обилие цитат не назовешь – это просто богатая дань жанру, отданная в соответствии с широкими возможностями. В плане исторического экшена «Кочевник» ничего нового, пожалуй, не открывает. Фильм сработан по принципу перечисленных голливудских картин: шаблонный сценарий помещается в определенную страну и эпоху, приукрашается экзотическими пейзажами и костюмами, и – вперед. В данном случае экзотика – это Казахстан, который для российского зрителя также малоизвестен, как и для американского. Вполне возможно, что даже для тех зрителей, у которых батальные сцены не вызывают щенячьего восторга, это достаточная причина пойти на фильм. Вас ожидают пыльные степи, разгоряченные всадники, мудрецы, шаманы и женщины с черными косичками. Словом, все то, что и может скрываться за многообещающим названием – «Кочевник».


Все новости