«Этим летом время нелинейно»
«Дом у озера», еще до просмотра интриговавший нестандартным сюжетом, на деле оказался вполне традиционной мелодрамой. Нежно-грустные лица актеров Киану Ривза и Сандры Буллок и общее настроение меланхолии, делающее бессмысленными попытки разобраться в сюжетных хитросплетениях, – сводят интригу практически на нет. Впрочем, волей-неволей режиссер Алехандро Агрести сохранил в своем римейке черты корейской картины «Siworae» («Il Mare»). Именно за счет этого «Дом у озера» все-таки выделяется на фоне остальных историй одиночества и любви, произведенных Голливудом. А чтобы это разглядеть, надо немного абстрагироваться от эдипова комплекса героя и разочарованности героини (дань, отданная западной действительности), и обратиться к сюжетной завязке фильма, которая из-за постоянных скачков во времени рискует остаться незамеченной.
Однажды на глазах Кейт Форестер автобус сбил незнакомого ей мужчину. Не смотря на попытки Кейт оказать первую помощь, мужчина умер у нее на руках. Этот случай пошатнул и без того хрупкий душевный мир героини, и она задалась вопросом о смысле этой смерти, бросила миру в лицо свое отчаянное «зачем?!» В ответ судьба подарила ей чудо: вопреки неизбежному ходу времени, героиня получила возможность не только ответить на свой вопрос, но и попытаться изменить свершившиеся факты. Будущее и прошлое пересеклись, чтобы в очередной раз напомнить о силе любви, способной дарить жизнь и воскрешать мертвых.
С московских экранов еще не сошел фильм «Клятва», герой которого умеет бежать быстрее времени, а «Дом у озера», словно продолжая разговор, рассказывает о любви «сквозь года». Нелинейность времени нынешним летом становится актуальной темой, а следы ее ведут на Восток, где эта тема актуальности никогда и не теряла. Но если «Клятва» в этом отношении обладает редкой широтой размаха, то фильм Агрести значительно более скромен. Глядя на странный роман Алекса и Кейт, легко забыть о том, что их разделяет время, а не пространство, или, например, социальные различия. Для «Дома у озера» контекст разлуки героев – не более чем условность, вымышленные трудности на пути к непременному хэппи-энду, красивые декорации для любви. Такую же роль играет и легкий намек на корейский оригинал «Siworae» – внешность Ривза и неопределенные весенние пейзажи с голыми ветками деревьев и пустынной водной гладью.
За такой подход Алехандро Агрести можно было бы и упрекнуть, как-никак сильная идея не получила достойного воплощения. С другой стороны, Агрести делал акцент на том, что западному зрителю близко и понятно (одиночество женщины в большом городе, одиночество мужчины, который разочаровался в отце, жажда любви, которая согреет и вернет надежду на лучшее), а потому и упреки здесь не по адресу. Достойный дуэт Киану Ривза и Сандры Баллок (правда, лишенный драйва «Скорости»), атмосфера ранней весны, когда сквозь холод уже различается приближение тепла, в меру сентиментальный саундтрэк, – все это делает «Дом у озера» вполне достойным просмотра. Хотя слишком больших ожиданий на эту картину все-таки возлагать не стоит.