«Маньячная горничная»
Старушка с чемоданом, избавившая семью викария от лая надоедливого пса, а потом и от остальных проблем, – ключевой образ картины Найэлла Джонсона и, по сути, новое амплуа мисс Марпл. Добрый ангел семьи, хитроумно расплетающий удушливый узел, по совместительству оказывается тем, кого реальной мисс Марпл приходилось выслеживать, – то есть убийцей. Это парадоксальное сочетание, удачно воплощенное актрисой Мэгги Смит, – главная изюминка фильма.
Сама идея совместить традиционное и неожиданное распространяется не только на образ Грейс, но на картину в целом. Действие развивается в английской деревушке, которую создатели фильма нарочно сделали узнаваемой: и викарий, и гольф, и семейные чаепития, и пожилая домработница в шляпке, – все это давно знакомо, в том числе и по книгам Агаты Кристи. Однако тренер по гольфу оказывается престарелым американским мачо и, стараниями Патрика Суэйзи, главным придурком фильма. Викария играет Роуэн Аткинсон, честно пытающийся быть серьезным и поэтому производящий на редкость странный эффект. А дочь викария! Вместо традиционной для этой роли хрупкой рыжей барышни, перед нами секс-бомба ростом с телебашню: без нее фильм много бы потерял в плане зрительских симпатий. Одним словом, Найэлл Джонсон пошел по пути шокирования зрителя – с одной стороны, мягкого, с другой стороны – действительно смешного.
За последнее время «Молчи в тряпочку» – уже третий английский фильм, обрабатывающий образ престарелой леди. Двумя предыдущими были «Мисс Хендерсон представляет» и «Уроки вождения» (приз зрительских симпатий на XXVIII ММКФ). И модница-вдова, мисс Хендерсон, и колоритная актриса Иви, и наконец, маньячная горничная с неизменно доброжелательной миной – все это вариации на одну и ту же, классическую для Британии, тему. Главными чертами всех трех героинь выступают обаяние и ироничность, и это именно тот козырь, на который один за другим ставят режиссеры. И не ошибаются, как показывает успех «Уроков вождения» на Московском Кинофестивале.
Помимо сходства главных героинь, «Молчи в тряпочку» объединяет с «Уроками» еще и религиозная проблематика, по-видимому, актуальная сейчас для Объединенного Королевства. В картине Джонсона в очередной раз делается акцент на том, что в религиозном чувстве хорошо бы присутствовать юмору и здравому смыслу. Выражением этой идеи служит финальная проповедь викария, которая, под благотворным влиянием новой горничной, наполовину состоит из анекдотов на библейскую тему. Вся семья, во главе с Грейс, требует от викария переосмыслить свое служение и вернуть в жизнь семьи утерянные юмор и здравомыслие. И все-таки его любят и берегут таким как есть: скрывают от него капризы дочери, смерть старушки-соседки, несостоявшуюся измену жены и, самое главное, подноготную благодеяний Грейс. В результате счастливый Уолтер Гудфеллоу травит в лучах прожекторов свои религиозные шутки, а все остальные персонажи… молчат в тряпочку.