«Развод – это скучно»
Пейтон Рид выбрал для своего нового фильма одну из самых злободневных тем. Какой женщине не приходилось оттаскивать мужа от телевизора, сопровождая атаку воплями о невымытой посуде? Какому мужчине не случалось скрипеть зубами в ответ на беспрерывное промывание мозгов? Название картины в оригинале звучит «The Break-Up», попросту говоря – «Развод». Тот факт, что дело происходит в Америке, мало что меняет: развод – он и есть развод, хоть в Африке, хоть в Америке. Вроде и любовь, вроде и дружба, а только рутина все равно часто оказывается сильнее. И уже не понятно, кто тут с чем борется? То ли супруги воюют друг с другом, то ли каждый – со своей привычкой, то ли они заодно – против устоявшегося жизненного уклада. Рид не поленился снять для фильма два варианта концовки: в одном из них пара все-таки распадается, а в другом – наступает мир. Зрителю будет предложен вариант разрыва (кто-нибудь удивится, если я скажу, что это не исключает хэппи-энда?) Но важнее все-таки не финал, а все то, что ему предшествует: избитый конфликт, не менее избитые методы его разрешения, и конечно же – избитые, на этот раз в буквальном смысле, супруги.
Комментируя фильм «Ад», который как раз сейчас выходит на московские экраны, Данис Танович сказал: «Мужчины и женщины живут на разных планетах, и я даже нахожу странным, что мы как-то ухитряемся сосуществовать». Для того, чтобы выразить эту идею языком кино, Тановичу понадобились лучшие французские актрисы, сценарий великого польского режиссера и собрание сочинений Зигмунда Фрейда. (Кто-то скажет, что это уж чересчур…) Пейтон Рид, чей «Развод по-американски» иллюстрирует ту же самую мысль, выбрал другие средства. Главную роль в его фильме играет Дженифер Энистон, у которой на лице написано: «снимаюсь в легких комедиях и мелодрамах». Из фильма в фильм она производит впечатление «обезвреженной» Сары Джессики Паркер, а «Развод» с ее участием похож на сокращенный сериал. Несовместимость мужчины и женщины «как видов» показана однозначно: муж любит футбол, жена предпочитает искусство, муж мечтает о бильярдном столе в гостиной, жена – об изящном диванчике. Когда оба готовы пойти на компромисс, оказывается слишком поздно. Но и тут рано смахивать слезу, ведь героев явно ждет за кадром светлое будущее, не омраченное семейными дрязгами.
«Развод» сделан по всем правилам жанра, не придерешься. Сюжет до боли знаком основной части населения планеты. Актеры (Энистон и ее партнер Винс Вон) играют достоверно. Реплики героев, надо отдать должное сценаристам, звучат вполне жизненно. В меру душещипательные сцены ссор и взаимных провокаций перемежаются ненавязчивыми шутками. Чего в фильме нет, так это идеи (которая, кстати, отличала предыдущую работу Рида «К черту любовь»). Но для комедийной мелодрамы это не так уж важно. А еще в нем нет изюминки. Как любое излишне правильное произведение «Развод по-американски» навевает скуку. Может быть, тут и скрывается мораль? Развод в наше время – это очень скучно.