Она – мужчина

Один ноль в пользу смены ориентации

«Она – мужчина» снят по мотивам пьесы «Двенадцатая ночь», и это многое объясняет. Например, то, что фильм про переодевания, каких существует уже не меньше десятка, все же способен удивить и насмешить. Авторы сценария (Карен Лутц и Кирстен Смит) мастерски перенесли действие шекспировской пьесы в современные американские будни, умудрившись не растерять по дороге юмор и тонкость, присущие оригиналу. Получилось, что комедия про очередную американскую «школьницу с гонором» обладает шекспировским обаянием, которого начисто лишен тот же «Влюбленный Шекспир». Режиссер Энди Фикман снял фильм легкой рукой, так что в нем осталось место для свободного течения фантазии. А исполнительница главной роли Аманда Байнс продемонстрировала оригинальную игру, привнеся в образ своей героини что-то действительно непредсказуемое. Не говоря уже о том, что давно ни одна юная леди из Голливуда не паясничала настолько смешно.

Комедия Фикмана помимо того, что развлекает зрителя, обращает его внимание на несколько проблем, которые легко читаются. Виола стремится обыграть в футбол своего бывшего парня, чтобы отомстить за оскорбленное самолюбие (читайте: в любви важно уважение). Ее сосед по комнате влюблен в секс-символ школы Оливию, но не умеет связать с девушкой двух слов. Общаясь с Виолой в облике Себастьяна, он научится ценить взаимопонимание и душевную близость (читайте: парню важно отказаться от стереотипов и узнать себя лучше, чтобы у него сложились отношения с девушкой). В финале Виола объясняет восхищенным родителям причины своего успеха: «Просто для меня это было важно» (читайте: родители должны прислушиваться к тому, что действительно важно для их детей). В общем, в фильме рассматривается достаточное количество насущных вопросов, которые тем не менее легко можно было бы назвать штампами. Однако в нем есть еще кое-что.

«Еще кое-что» – это отношение человека со своим полом. Огромное преимущество фильма в том, что проблема сексуальной ориентации в нем не поднимается напрямую. Это позволяет разглядеть ее в форме намека, что в данном случае придает ей притягательную загадочность. Все, кому знаком сюжет «Двенадцатой ночи», не слишком удивятся, когда Оливия влюбится в переодетую Виолу, а сама Виола воспылает страстью к соседу по комнате Дюку, чему ни в малой степени не помешают ее наклеенные усы. Уже более тонкий момент – это симпатия Дюка к Виоле, которую он принимает за Себастьяна. Ведь, по сути, мы видим, как Дюк по ходу фильма начинает влюбляться в мальчика! Также важно, что вокруг Виолы, как только она переступает порог новой школы, запутывается клубок взаимоотношений, подоплека которых остается не ясна самим участникам до самого финала. Все это создает атмосферу размытости границ между мальчиками и девочками, между чувствами к другу и к возлюбленной, между естественным и противоестественным. Именно ощущение пограничности, наверняка выходящее за рамки режиссерского замысла, отсылает зрителя прямиком к Шекспиру, и дальше – к глубоким корням театра. Хотя для того, чтобы уловить этот нюанс, вам придется сделать над собой усилие и перестать смеяться. А это непросто.


Все новости