Рецензия на фильм «Миссия: невыполнима III»

«Остаться в живых»

Джей Джей Абрамс. Вот то имя, которое мы любовно выведем на красных транспарантах и гордо поднимем на Пушкинской площади в день кино. Этот человек не просто совершил мини-революцию в сериальном болоте, произведя на свет шоу, затыкающее за пояс «Секретные материалы» и «Твин Пикс» вместе взятые. Он доказал, что свежая кровь и незамыленный взгляд не являются исключительно клипмейкерскими достоинствами: порой даже в телевизионном ящике появляются таланты, способные посрамить Майклов Бэев, Фрэнсисов Лоуренсов и Джонов Ву.

Что собой являла «Миссия: невыполнима» в самом начале? Появившись на свет легковесным клоном бондианы и «Святого», она не претерпела значительных изменений и в 1996-м году, когда за франшизу взялся Брайан Де Пальма. Похождения Итана Ханта были поданы в остросюжетном ключе, но структурно «Миссия» так и осталась претенденткой на трон Джеймса Бонда — как десятки прочих стяжателей славы агента 007. Да, закручено, да, энергично. Но фильму не хватило самобытности для серьезной атаки на детище Брокколи-Зальцмана. Продолжение лишь усугубило ситуацию: Джон Ву развил подражательность, похоронив за большим бюджетом и студийными ожиданиями нотки авторского стиля. Из-за чего сиквел хоть и вышел зрелищным, но по сути остался одноразовым продюсерским блокбастером, достойным фильмографии какого-нибудь Яна де Бонта. Но самое ужасное крылось в том, что «Миссия» приобрела форму законченного брэнда, и от постановщика триквела требовалось немало усилий, чтобы заставить зрителя полюбить свой фильм и посмотреть его не по одному разу.

Что сделал Абрамс? Он фактически отказался от ленты Ву, жанрово перезапустив франшизу и подав под прежним соусом совершенно новое блюдо. Там, где форма доминировала над содержанием (ну признайтесь, что ваши первые ассоциации с «Миссией: невыполнима II», это висящий на скале Круз, взрывающиеся очки и финал на мотоциклах), акценты сместились полностью до наоборот. Во главе угла встал четкий сюжет, неослабевающей интригой тянущийся через всю картину, и не теряющийся за шквалом умопомрачительных трюков. Вторым серьезным нововведением оказалась этого самого сюжета нелинейность: по аналогии с «Lost», Абрамс открыл картину сбивающей с толку кульминационной сценой, а затем раздробил историю на кусочки-паззлы, собирающиеся в единой целое лишь во второй половине фильма. При этом он умудрился сохранить все визитные карточки «Миссии» (резиновые маски, спуск на тросах), но использовал их не аттракционом-приложением, а органично вплетя в нить действия.

Если вы думаете, что на этом перечисление заслуг Джей Джея обрывается, вы здорово ошибаетесь. На очереди — актерский состав, с которым, имея на руках дюжину узнаваемых лиц, Абрамс поступил с виртуозностью заправского карточного шулера, ловко перетасовав колоду и выдав нам героев совсем не в той комбинации, в который мы привыкли их воспринимать. Обратимся снова ко второй «Миссии»: кто-нибудь, кроме самых восторженных поклонников, помнит, что делали в ней Ричард Роксбург, Тэнди Ньютон или Дагрей Скотт? То-то и оно. А вот персонажи триквела еще долго будут маячить у вас перед глазами, как один из самых удачных ансамблей нескольких последних лет. Начать хотя бы с типичного главного героя: на глазах изумленных зрителей Абрамс в два-три штриха разрушает все зрительские представления об Итане Ханте, лишая его обязательной по жанру подружки (ну не считать же таковой Мэгги Кью?!) и заставляя растерять остатки профессионализма, ежесекундно срываться, импульсивно совершать глупости и вообще максимально приблизиться к человеку из плоти и крови.

Филип Сеймур Хоффман — кто бы мог подумать! — оказывается великолепным злодеем, на фоне которого меркнет даже классический бондовский Блофельд. Хотя, при желании, параллелей между антагонистами можно найти немало. Пухлый человечек, привычный в образах извращенцев и интеллигентов, оказывается худшим (в хорошем смысле слова) воплощением зла, обнаруживая в рыхлом теле нечеловеческую жестокость и безразличие — Пол Беттани тихо плачет в сторонке. Наконец, Лоуренс Фишберн, надежно застрявший в Морфеусах на протяжении последних семи лет. Абрамс даже не лавирует, он просто поворачивается спиной к творчеству Вачовски (дескать, видеть не видел, знать не знаю) и с чистого лица создает для Фишберна образ, искренняя ненависть и уважение к которому просыпаются спустя пару минут после его первого появления. Неплохой коктейль? Подождите, вы еще не видели главного!

Печальная эволюция недавних блокбастеров показывает, что либо можно вывести интересный сюжет, поправ пиротехническое пиршество, либо плюнуть на причинно-следственные связи и, раззудись плечо, картинно стереть с лица земли пару мегаполисов. Могучий Джей Джей и здесь посмеялся в лицо трудностям, нашпиговав картину такими трюками, что во время просмотра хочется кричать «Вау!», а после финальных титров — бежать за билетиком на повторный просмотр. Фантазии Абрамса хватило на невероятную эскападу трюков, благодаря чему с триквелом не случилось той беды, что досталась «Кинг Конгу» (когда в предварительных сетевых отрывках мы увидели все самое зрелищное). Фигушки. Атака на мосту и ударная волна, впечатывающая Тома Круза в автомобиль — цветочки по сравнению с тем, что нам приготовлено. Три (!) полноценные спецоперации с разработкой и претворением в жизнь, прыжки по небоскребам, когда ручки кресел оказываются исцарапанными ногтями: инстинктивная попытка затормозить, глядя на скатывающего с крыши Круза, и масса впечатляющих гаджетов. Кажется, даже Бонду впору выть от зависти.

После всего вышесказанного, наверное, нет смысла говорить, что «Миссия: невыполнима III» нежданно-негаданно оказалась серьезным претендентом на звание лучшего фильма года. По крайней мере, в категории «экшн». Поэтому хватить просиживать штаны у мониторов — марш в кино!


Все новости