16 кварталов

«Крепкий орешек 55»

Есть что-то символичное в том, что озвучивать партию Брюса Уиллиса в «Лесной братве» будет Гоша Куценко. Феноменальной всеядностью и неразборчивостью в выборе ролей бывший крепкий орешек и сам давно превратился в Куценко американского кинематографа, мелькая по поводу и без в каждой третьей постановке. Впрочем, почему «бывший»? Тяжкий крест похмельного Джона МакЛэйна Уиллис тащит на своих плечах несколько последних лет, прочно засев в образе смертельно уставшего от жизни неудачника. Некогда имевшаяся актерская палитра сократилась до трех ключевых штрихов – степени небритости на щеках, степени спесивости в складках вокруг рта и степени волосатости идеального черепа. Варьируя их в различных пропорциях, Уиллис научился передавать эмоциональную подавленность своего героя, погруженного в тяжкие думы об ушедшей шесть лет назад Деми Мур.

Ричарду Доннеру в этом отношении повезло куда сильнее. Семидесятишестилетний дед по-прежнему счастлив в браке, выглядит живчиком и поднимает хорошие деньги на продюсировании: его женушка ответственна за «Константина» и трилогию «Люди Икс» – уже более, чем достаточно для безбедной старости. Потому можно спокойно расслабиться, и снимать пенсионный экшн, зная, что тылы надежно прикрыты собственной репутацией: за одних только «Омена», «Супермена» и четыре серии «Смертельного оружия» Голливуд обязан тебе по гроб жизни. А значит, продюсеры готовы расшибиться в лепешку, лишь бы ты согласился поработать именно с их материалом. В проигрыше оказываются только киноманы, в который раз покупающиеся на рекламу типа «Старая гвардия снова в седле». В седле-то она, может, и в седле, да вот только на кого это седло надето?

В случае с «16 кварталами» – уж точно не резвого жеребца: при всем потенциале истории, фильм упорно не желает склеиваться в бодрый экшн. Концентрированное действо, в словесном пересказе укладывающееся в два-три предложения, тонким слоем размазано по двухчасовому хронометражу, действия персонажей временами лишены логики, а прескверно озвученного главного подзащитного хочется пристрелить на третьей минуте фильма. Конечно, формула «полицейский и бандит против всего света» не нова, но никто никакого новаторства от Доннера и не требует. Зачем только вхолостую спускать свои же фирменные приемы, если те способны украсить картину?

Закрадывается подозрение, что режиссер позабыл рецептуру классного экшна, подменяя динамизм популярным суррогатом в виде дергающейся ручной камеры. Попробуйте представить картинку в плавном движении и окажется, что пережевывание попкорна вбрасывает в вашу кровь адреналина больше, чем собственно фильм. Диалоги – вторая мозоль «Кварталов». Можете смело забыть про беззлобное подтрунивание Мартина Риггса над Роджером Мерто. Сценарист Ричард Венк далеко не Шейн Блэк, и максимум на что его хватает, это неуклюжий рефрен первому «Крепкому орешку» в виде фамилии капитана Грубера. Диалоги на экране – редкое явление, служащее только для того, что болтливый негр успел набрать в грудь побольше воздуха и затараторил снова. И ладно, это было бы хотя бы смешно. Куда там! Пресные шаблоны выдаются артисто-певцом угнетенной расы без малейшей доли иронии, отскакивая от скучающих глаз Брюса Уиллиса и рикошетя в зал. Того и глядишь, Бруно поднимет пистолет, выдавит что-нибудь вроде «Я слишком стар для этого дерьма» и выпустит пулю в лоб – себе или напарнику.

Нет-нет, поклонники полицейского жанра наверняка останутся довольны фильмом. Более того, это лучший сольный проект Уиллиса за последние шесть лет. Но лучший он лишь по остаточному принципу: уж лучше так, чем новая «Война Харта». Сценарий все равно грешит лишними поворотами, не влияющими на сюжет (хоть захват автобуса в целом, хоть обман с количеством заложников в частности), а ото всей обещанной «старой гвардии» веет такой усталостью, что уж лучше бы они за работу и не брались, честное слово!


Все новости