Рождение комедии из духа музыки
Не так-то просто заставить зрителя полтора часа с интересом смотреть на пожилую английскую леди, какие бы великие дела она ни вершила на экране. Но что, если эта леди обладает характером трудного подростка, обаянием Леди Марпл, напором небольшой танковой дивизии и внешностью английской королевы? Речь идет об актрисе Джуди Денч – обладательнице премии «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Влюбленный Шекспир». Нужно признать, что наблюдать за ее игрой – сплошное удовольствие. И уж тем более, когда эта игра ведется на фоне ярких музыкальных постановок, в дуэте с Бобом Хоскинсом и под приятнейшее пение Уилла Янга. Но не только актерами и музыкой богата эта картина. «Миссис Хендерсон» – пример хорошего развлекательного британского кино. Это легкий, в то же время волнующий и красивый фильм. Сразу видно, что режиссер (Стивен Фриз), сценарист и актеры работали в едином ритме, постоянно памятуя и о своих будущих зрителях, что особенно радует.
«Миссис Хендерсон» повествует нам о рождении скандального лондонского мюзикхолла «Уиндмилл». Созданный страдающей от безделья лондонской вдовой, сперва он рушит общественные стереотипы, а с началом Второй Мировой предстает мощной моральной поддержкой для лондонцев. На сцене театра появляются обнаженные девушки и веселый кордебалет, ведущих исполнителей которого играют Уилл Янг и Келли Рейли. По словам продюсера фильма Нормы Хейман, «в этой истории о театре есть какая-то почти детская наивность». В кое-то веки продюсерскую оценку собственного фильма можно назвать как нельзя более адекватной. Нагота на сцене выглядит здесь невинной шуткой, бомбежка Лондона походит на фейерверк, а склоки Лоры с Вивианом Ван Даммом напоминают подростковый флирт. Фильм в очень добродушной манере иронизирует над вечным снобизмом лондонской аристократии и консерватизмом английского общества. Однако Стив Фриз не мог бы рассчитывать оказать на зрителей хоть сколько-то серьезное воздействие, если бы не привнес в свой фильм также и элементы драмы.
В картине есть несколько повторяющихся сцен, которые обращают на себя внимание. Лора Хендерсон все время занята тем, что вдыхает жизнь в свои яркие, как она сама, идеи. Для этого ей приходится быстро и в полу-танце перемещаться по Лондону, метаться от театрального директора к цензору Лорду Чемберлену, из-за кулис театра бежать на встречу с подругой-вдовой, а еще надо успеть побывать на могиле сына в северной Франции. Но несколько раз за фильм гонка прекращается. Теперь представьте себе английскую аристократку: как водится, немыслимая шляпка, страусиные перья, шелковые вуали и замысловатые украшения (у фильма номинация на «Оскар» за лучшие костюмы). Вот в таком виде она спускается по заросшему берегу, садится в лодку и отплывает на середину тихой реки. И тут-то, налегая на весла, Лора в голос оплакивает смерть мужа, свои горькие ошибки, оскорбленное женское самолюбие… Фильм «Миссис Хендерсон представляет» – вовсе не о личной драме чопорной и ироничной английской леди. Но сцены в лодке вторгаются в калейдоскоп остальных событий, придавая картине глубокий, драматичный оттенок. Так завоевывается зрительское доверие. И даже когда Миссис Хендерсон в нелепом китайском костюме сидит на шкафу, наказанная собственным театральным директором, это доверие уже не пропадает.