Завтрак на Плутоне

Очень дурное воспитание

Ирландия – страна волшебных сказок, мать миллиона рыжеволосых Патриков, источник смуты для Объединенного Королевства и родина режиссера Нила Джордана. Все эти факты наглядно представлены в экранизации нашумевшей в Европе книги Мак Кэйба «Завтрак на Плутоне». Это сказка, повествующая о странствиях Патрика, чье ирландское происхождение создает ему определенные сложности. От Нила Джордана, за которым стелется мировая слава после фильмов «Мы не ангелы», «Интервью с вампиром», «Майкл Коллинз», - стоило ожидать если не шедевра, то по крайней мере хорошего кино… Но «Завтрак», со своей претензией на карнавальные перевертыши, в самом деле переворачивает все ожидания вверх дном. О парадоксах этой картины стоит рассказать по пунктам.

Для начала, это фильм-сказка про трансвестита. Если сам по себе такой поворот событий еще не вызывает у вас шока, добавлю: это фильм-сказка про трансвестита, снятый без единой постельной сцены. Хотя сразу оговорюсь, одна сцена секса все же присутствует, и я бы сказала, - это лучшая сцена в фильме. Не потому, что в ней секс, а потому, что в ней юмор: Патрик на уроке в приходской школе строчит сочинение о порочной связи священника и домработницы, не пренебрегая при этом похабными подробностями. А вот Нил Джордан похабными подробностями пренебрегает. Он пренебрегал ими и в «Интервью с вампиром», и вполне без них обходился, создавая атмосферу потаенной, демонической сексуальности в отношениях между вампирами. Тем досадней видеть теперь накрашенного и разодетого Киллиана Мерфи, играющего какого-то бесполого Кена.

К тому же Джордан, совместно с Пэтом МакКэйбом, по-видимому, решил расширить рамки кинематографа (бедные эти рамки кто только не берется расширять), полностью отказавшись от традиционных ориентиров. Как главный герой не имеет определенного пола, так и фильм не имеет определенного жанра. Замышлявшийся как трагикомедия, на деле он не способен вызвать ни смеха, ни слез. (Впрочем, искусство улавливать нюансы, свойственное любителям «Трудностей перевода», может породить другую оценку жанра). Фильм также не имеет четкой композиции: он состоит из множества главок, каждая из которых, начиная с третьей, могла бы стать заключительной. А когда главки начинают исчисляться десятками, становится действительно не по себе. Наконец, у «Завтрака» нет никакой убедительной проблематики. Довольно острые вопросы, на которые пытается опираться сюжет (сексуальные меньшинства, терроризм, сиротство), мастерски сведены режиссером к состоянию английского пудинга, в котором и тонет при каждом удобном случае сюжетная линия.

Последний, и чуть ли не решающий минус этой картины – невыгодное сравнение с фильмами Альмадовара. Вот кто занял уже давно ту нишу, на которую посягнул Нил Джордан, и возможно, в этом была стратегическая ошибка хорошего ирландского режиссера. Совершенно отчетливо перекликаясь с «Дурным воспитанием» (отнюдь не лучшим альмадоваровским фильмом), «Завтрак» не дотягивает даже до последнего. Не говоря уже о блистательном «Все о моей матери», с которым вообще тяжело тягаться, особенно на столь зыбкой почве, как трагикомедия о трансвестите. Для поклонников Нила Джордана могло бы служить некоторым утешением понимание того, что Нил просто взялся не за свою тему. Не теряем надежды, что в следующий раз и режиссеру, и зрителям повезет больше.


Все новости