Добрыня Никитич и Змей Горыныч

«Падал прошлогодний снег»

Отечественное кинопроизводство все еще находится в той замечательной стадии, когда фильмы через один с известной долей истины объявляются первопроходцами, а за неразвитость инфраструктуры им делаются большие скидки. В кино таких лазеек остается все меньше, а вот в мультипликации – хоть отбавляй. Некогда славная анимационная школа почила в бозе, больше двенадцати лет не выдавая полнометражных постановок, а когда силы на производство появились вновь, оказалось, что ниша уже занята голливудскими мультблокбастерами. Тягаться со столь мощным противником старосоветской драматургии оказалось не под силу, что доказал «Карлик Нос», а вот игра на чужом поле оказалась к месту и ко времени.

Пробным камнем стал «Алеша Попович и Тугарин Змей» Константина Бронзита, получивший в свой адрес немало шишек, но доказавший, что мы тоже можем снимать смешно и для всей семьи. Создателям второго мультфильма «богатырского цикла» оставалось только мотать на ус замечания в адрес первопроходца и постараться избежать тех же рытвин в своей работе. Но, как это ни обидно, обойдя старые грабли, команда Ильи Максимова наткнулась на новые. И главной претензией к «Добрыне» стала утрата эффекта новизны. При всех отличиях сюжетной составляющей, Максим Свешников и Александр Боярский (работавшие, к слову, и над сценарием «Алеши Поповича»), просто продолжили движение в русле первого мультфильма, даже не пытаясь дать происходящему новое направление.

Проштудировав претензии к «Поповичу», они избавились от самых спорных моментов, вроде подозрительного сходства коня Юлия с шрековским Ослом, усилили нюансы, вызвавшие бурю восторгов, и... удовольствовались содеянным. Никто и не спорит, что фраза «В чем сила брат?» в контексте древнерусской былины звучит уморительно смешно, но одного заигрывания с культом кино для ошеломительного успеха недостаточно. Если в «Алеше Поповиче» Константин Бронзит сумел заставить зрителя сопереживать непутевым героям, то в «Добрыне» похождения заглавного богатыря и навязавшегося ему в помощники Елисея, смотрятся как бы со стороны, без живого участия в происходящем.

Это не значит, что мультфильм разочаровывающее плох и не достоин просмотра. Напротив, на протяжении всех шестидесяти минут смех в зале практически не стихает. Но действие ощутимо прибавило в наивности и детскости, а из цельной истории мультфильм превратился в вереницу плановых склеек, ведущих от шутки к шутке. Наконец, на фоне недавнего «Князя Владимира» схематичная стилизация «Добрыни» выглядит бедновато, несмотря на всю условность жанра. В результате мультфильм превратился в добротно выполненную работу над ошибками – выверенную, с хорошим коммерческим потенциалом, но лишенную души. Она безусловно будет пользоваться успехом, но (тут мы и возвращаемся к тому, с чего начали) исключительно по причине отсутствия выбора. А при остром дефиците, как известно, принято хватать все, что дают.

Благодарим кинотеатр Ашхабад за предоставленные билеты.


Все новости