«Ночной Дозор»
Три года назад Лен Уайзмен выскочил как чертик из коробки с нарисованным на коленке мирком, в котором оборотни и вампиры ведут вековую вражду. На фоне всеобщего застоя, идея показалась настолько дерзкой и сочной, что мигом был забыт «Дом Дракулы» полувековой давности, а новоявленного режиссера/сценариста объявили отцом нового кросс-овера. После того, как снятый за смешные $20 млн. фильм собрал почти в пять раз больше, стало понятно, что сиквела не миновать, и что на этот раз студии не станут отмахиваться от него рукой, а вложатся в производство как следует. Что и произошло.
Особенных сомнений в том, что сиквел «Другого мира» станет более детальной и дорогой версией первого фильма, ни у кого и не было. Слишком велик соблазн исправить допущенные ошибки и поиграться с эффектами посолиднее. По сути, вся «Эволюция» – абсолютное повторение «Другого мира» с теми лишь допусками, что переснимать картину один-в-один Уайзмен не посмел и внес в сюжет номинальные изменения. Из города действие переместилось на природу, вместо одного злодея их стало двое, а монстры – ну конечно же! – еще свирепее и опаснее. Нельзя сказать, что все это идет фильму во вред, но…
Уайзмен с любовью и тщанием расширяет границы созданной им вселенной, но совершает ту же ошибку, что и Джордж Лукас. Режиссер забывает, что этот мир родился и существует прежде всего в его собственной голове, и зрителю разобраться в родственно-следственных связях подчас затруднительно. Для адекватного восприятия здесь необходимо либо совершенное знание первого фильма, либо ознакомление с ним непосредственно перед просмотром сиквела. Иначе зритель, пришедший посмотреть просто очередной блокбастер рискует разочароваться, основательно запутавшись в происходящем.
Проблему частично решает вводный пролог с «кратким пересказом первой серии», но и здесь лучше быть подкованным (читай: предупрежденным рецензией) и тщательно запоминать лица и имена персонажей. Так или иначе, примерно к середине картины все кусочки головоломки встают на свои места, и напряженное сопоставление разрозненных фактов уступает место экшну. А в этом аспекте «Эволюция» уделывает предшественника одной левой. Тут вам и отличная погоня Джиперса Криперса за военным грузовиком, и схватка с оборотнями в подземельях, пролог, да и финальная битва не лишена воздушной изящности.
Беда лишь в том, что переусердствовав с мифологией «Другого мира», Лен Уайзмен уравновесил чаши весов, свалив на одну сюжетный сумбур, а на вторую все сцены действия. Как итог, картина оставляет двойственное впечатление – вроде и хороша, но пересматривать не тянет категорически.