«Никого не жалко, никого»
Перекладывать буйство разыгравшейся фантазии с больной головы на здоровую у наших кинематографистов получается все лучше. Историческая достоверность была попрана в угоду художественному замыслу в «9 роте» с забытыми в афганских горах солдатами, и в «Полумгле», финал которой имеет мало общего с происходившим в действительности в годы войны. Но сказка про «Сволочей» оказалась верхом цинизма. На протяжении года перед выходом картины, методами «сарафанного радио» распространялась информация о достоверности описываемых событий, Кунин (и Атанесян, как соавтор сценария) твердили, что повесть, легшая в основу фильма, автобиографична и едва не документальна. Спецслужбы опровергали саму возможность подобных лагерей подготовки диверсантов, но кто у нас сейчас верит спецслужбам? И вдруг оказалось, (и слава Богу), что все это мистификация. «Первые на Луне - 2» - не иначе! Кто на эту тему расчувствовался – запасайтесь носовыми платками, а прочим просьба первести взгляд непосредственно на картину.
«Сволочи» вполне могли бы занять свое место в истории отечественного кино, и даже встать на одну ступеньку с «9 ротой». Ведь здесь все развивается по закону жанра, придуманного задолго до пришествия в кинорежиссуру Федора Бондарчука и даже на поприще сценариста Юрия Короткова: рекрутинг, учебка, опасная миссия, крушение надежд, а на тризне плачевной оставшиеся в живых «бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». На это намекал и плакат «Сволочей», словно сделанный по кальке с «9 роты», и выписанные эпиграфом строки Константина Симонова «Ни любви, ни тоски, ни жалости» продолжают начатое ранее «Они хотели чтобы их любили».
На этом этапе можно было бы закончить перечисление фактров, которые позволяли «Сволочам» взгромоздиться на жердочке рядом с подобными им, и попытаться понять, что этому помешало.
Перед Александром Атанесяном стояла практически невыполнимая миссия – работая с детьми, непрофессиональными актерами, научить их играть, чувствовать душой слова и мысли, а не выговаривать заученные фразы. Ведь из всей команды только Саша Головин («Ералаш», «Повелитель луж», Норд-Ост) имеет актерский опыт. Что же до его партнера Сережи Рыченкова, то это мальчик с трудной судьбой, воспитанник интерната, волею судьбы рано оставшийся без опеки родителей.
К сожалению, попадания с исполнителями ролей «сволочей-детей», может быть, за исключением Рыченкова, не случилось. Тут в памяти всплывают актуальные в поздние 80-е фильмы о трудных подростках, в ряду которых «Пацаны» Динары Асановой стали локомотивом, а «Кто, если не мы» Валерия Приемыхова, «Memento more», «Плюмбум или Опасная игра» и «Меня зовут Арлекино» – вагонами. В какой-то мере, «Сволочи» вторят этой теме, перенося героев улиц в военные годы. Однако разница ощущается и немалая. Все те, кто делал истории о трудных подростках двадцатью годами раньше, верили в то, что они делают. Кстати, ведь именно из ленты Приемыхова путевку в жизнь получил Артур Смольянинов (тогда еще Поволоцкий). Возможно ли, что для Рыченкова «Сволочи» станут трамплином в счастливое детство? Хотелось бы верить.
С технической точки зрения, «Сволочи» сделаны почти безупречно. Спецэффекты, которых довольно много в картине, заметны, но глаз не раздражают, а находка с операторским краном, благодаря которому на одном плане была снята сцена на перекладине, заслуженно будет отмечена в этом году техническим «Оскаром».
И все-таки главную проблему картины продюсеры, сами того не ведая, вынесли на афиши фильма. «Сволочи» сделаны без любви, без тоски, без жалости. Выражаясь словами другой известной песни, «Никого не жалко, никого». Два-три удавшихся эпизода, включая финал – это все, что остается в памяти о картине, создателям которой так хотелось, чтобы ее любили.