Дневной Дозор

Если и опасался кто, что за массой подоспевших в середине декабря блокбастеров отечественное чудо компьютерной инженерии пройдет совершенно незамеченным массами, то точно не Константин Эрнст. Рекламные заглушки, щедро рассыпанные по предновогодним передачам, и бесконечные билборды с издалека узнаваемым логотипом сделали свое дело – «Дневной Дозор» задолго до собственной премьеры стал главной картиной года. И «Код Да Винчи», и «Супермен» с «Людьми Икс», и даже «Волкодав» – все это будет уже потом, сиюминутно и местечково. Никакой другой фильм не сравнится с народностью нового «Дозора» и не заставит страну в едином порыве заполнить фойе кинотеатров, меняя заслуженную стопку водки с салатом оливье на километровую очередь за заветным билетиком – пусть даже на утренний сеанс и приставное место. Ответ на первый вопрос сомневавшиеся получили: Новый Год дает кассу.

Как и следовало ожидать, «Дневной» вышел больше, богаче и представительнее. Это раньше советские кинематографисты укоризненно качали головами, читая о зарубежных экспедициях западных коллег ради пары красивых сцен. Теперь и мы можем себе позволить слетать на Ямайку исключительно для того, чтобы забрызгать Хабенского и Порошину водичкой из живописного водопада. Статус обязывает. Тут уже не сгодится бюджетный Сумрак образца 2004 года, легонько обозначаемый комариным писком – по части визуальных эффектов «Дозор» не смущаясь кладет «Хроники Нарнии» на одну ладонь и с размаху припечатывает второй. Новый Сумрак – это полное преобразование реальности в унылый серый индастриал, с людьми-тенями и преломленным восприятием, без милой сердцу поклонников Лукьяненко мохообразной растительности.

От Лукьяненко здесь вообще почти ничего, если так можно сказать о сценарии, сочиненном лично писателем. Сюжет горстями загребает ключевые линии Мела Судьбы и неинициированного Инквизитора, тасует их, перемежая совершенно неожиданными новыми коллизиями. Лукьяненко разменивается персонажами и собирает абсолютно новую историю – далекую от книги и несомненно более зрелищную. Зачем? Правила кинобизнеса. Чтобы следующий фильм сделать совместно с Fox Searchlight, третий акт пришлось полностью переписать, замкнув сюжетные линии и обрубив мостики российскому триквелу. Потому так и разнится финал ленты с ее завязкой: пробуксовав в середине, вся многомиллионная махина меняет курс, сбивая с настроя, и превращаясь в пиршество спецэффектов, которым позавидовал бы и Роланд Эммерих. Чертово колесо, превращающее толпу в месиво, рушащаяся телебашня и энергетический катаклизм – примерно то же самое мы видели в «Послезавтра», но то была абсолютно безразличная Америка, а здесь гибнет родной город, оставляя непередаваемые впечатления.

Конечно, без самолюбования не обошлось. То совершенно не обязательное воронье перо повторит путь приснопамятной авиазаклепки, то созданная исключительно для наличия дополнительного спецэффекта сцена погони займет около десяти минут экранного времени, но все эти мелочи абсолютно вторичны в контексте общего впечатления. Отныне слова о подымающемся с колен отечественном кинематографе воспринимаются запоздалой реакцией. Он не просто встал, он выпрямился во весь рост и задал такого жару, что тепловая волна просто обязана докатиться до Голливуда. «Первый» снова творит историю, и нам с вами уже второй раз выпадает счастливая возможность наблюдать это своими глазами.


Все новости