«Софи и замок волшебника»
Для тех, кто не знает, кто такой Хаяо Миядзаки, этот фильм станет просто красивой и необычной сказкой. Для тех, кто его знает – очередным шедевром, не лучше и не хуже предыдущих, полным до маниакальности проработанных деталей и немного смазанным в главном. Шестидесятилетний Мастер нравом похож на ребенка: что ему ни предложи, все сделает по-своему – что-то убавит, что-то переделает, что-то вывернет так, что не узнаешь. И к тому же сказки рассказывает. Для взрослых.
Экранизация сказки Дайаны Уинн Джонс вовсе не кажется художественной переработкой материала – фактически материал свой, как персональный набор карандашей, которыми Хаяо Миядзаки раскрашивает все, что ни попадает под его гениальную руку: причудливые самолеты и чудеса механики, псевдоевропейский антураж и постапокалиптические пейзажи с явным экологическим подтекстом, беспредельный галоп галлюциногенных фантазмов и завораживающее волшебство. Громоздкая, как ходячий замок Хаула, вылепленный из зефира, сказка мила, страшна, нравоучительна и ветрена одновременно. За это Миядзаки и ценят во всем мире – только он может устроить из сюрреалистического беспредела стройную песню о светлых духом страдальцах.
Искушенные зрители наверняка придут к логичному выводу, что мастер решил повторить все свои удачные находки прошлого. Кому-то может показаться, что книжку Мастер читал по диагонали. Эпически ровный сюжет, втиснутый в два часа экранной жизни, рвет паруса и на такой бешеной скорости прибивается к финальным скалам, что часть сюжетных поворотов и некоторые логические связки приходится додумывать самостоятельно. Однако это касается только событий, суть величественно реет надо всем мультипликационным кавардаком. Многомерная сказка осязаемо затрагивает, кажется, все, что может интересовать зрителя в чудесной истории: любовь, чародейство, политика, тонкости психологии человеческих и нечеловеческих отношений, долг и благородство.
Как обычно, у Миядзаки все персонажи изображены едва ли не схематично: условные черты лиц, небогатая мимика. Но все решают детали. Кажется, что мир вокруг персонажей живее их самих – настолько все проработано. С каждым следующим своим фильмом Хаяо Миядзаки открывает новые рубежи анимации, как бы банально и кощунственно к Мастеру это ни звучало. «Унесенные призраками» казались вершиной мастерства художников миядзаковской Studio Ghibli, однако совершенству пределов, как известно, нет, поэтому, вполне вероятно, что следующий фильм будет еще насыщенней.
Чопорные псевдоинтеллектуалы наморщат носы: мол, чего можно ожидать от мультипликационной сказки... Ответим: чуда. И оно происходит. Главным чудом был и остается сам Мастер, сумевший пронести в коммерческое кино живое волшебство.
Автор: Дмитрий Зимин