Майлс (Пол Джиамати) и Джек (Томас Хэйден Черч) отправляются в холостяцкое путешествие по винодельням Санта-Барбары. Их дегустация всевозможных вин на экране, инструкции и комментарии завораживают. Оторваться от крутящегося бокала с напитком фантастического розового, красного или белого цвета практически невозможно. Вино показано так, что, сидя в зале, ощущаешь его вкус и запах. За 126 минут кажется, что начинаешь разбираться в винах не хуже, чем Майлз. Виноградни и винодельни Калифорнии предстают перед нами во всем своем великолепии, а дегустационные залы… В общем от всего этого и так можно сойти с ума.
А на фоне борьбы между Пино и Каберне мы еще получаем и хорошую историю про двух друзей, которые отправляются в недельный трип по дорогам Калифорнии. В конце недели Джек женится. От этого путешествия он хочет только одного – оторваться перед свадьбой. Майлз же просто успокаивает нервы, которые все еще на пределе после развода двухлетней давности, да и наконец ему удается поучить Джека разбираться в винах.
Два сорокалетних лузера на самом деле просто ищут утешения в жизни. Джек – несостоявшийся актер, который озвучивает рекламу. Майлз – учитель литературы в школе, денег у него нет, его старенький красный Сааб выглядит еще большим аутсайдером, чем он сам. Его роман, который издательство отказывается публиковать, служит такой же фальшивой зацепкой в жизни, как и давнишний сериал, в котором когда-то снялся Джек.
Две подруги, которых встречают Джек и Майлз, скрашивают их путешествие. В обычном мещанском понимании они тоже неудачницы. Майя (Вирджиния Мэдсен) в разводе, Стефани (Сандра О) одна растит дочку. С другой стороны – что такое удача? Блестящая карьера далеко не всегда означает счастье. Иногда тихая жизнь в провинции и работа в небольшом ресторанчике намного более гармоничны голливудской славы. Женщины абсолютно не напрягаются по поводу своей судьбы. Именно Майя внесет умиротворение в жизнь Майлза, именно к ней он постучится в финале. Немного более театрально, чем хотелось бы, но тем не менее вполне закономерно.
Честно говоря, сам перевод названия «Sideways» как «На обочине» искажает смысл фильма. Это, скорее, обходные пути, которыми движутся герои по дорогам своей судьбы. Любовь, дружба, одиночество, мечты, Мерло, Пино и «Шеваль бланш» 61 года. Джеку достаточно дешевого Мерло, Майлз страдает по аристократичным винам. Одному нужно выплеснуть избыток гормонов, другому – просто не впасть в еще большую депрессию. Каждый идет своей дорогой, общего у них только потерянные мечты и ушедшая молодость. Каждый из них приходит к своему результату, проверяя на прочность поговорку, что прямой путь не всегда самый короткий.
Удивительно, но в призме фильма даже самые неблаговидные с точки зрения общечеловеческой морали поступки героев воспринимаются вполне философично и даже не слишком коробят. Деньги на свое путешествие по Санта-Барбаре Майлз незаметно вытаскивает у своей престарелой мамаши? Противно, но объяснимо. Джек крутит со Стефани и не говорит ей о своей предстоящей свадьбе? Но се ля ви… Они не вызывают отвращения, эти герои, ни своей слабостью, ни своей неудачливостью, ни даже своей подленькой трусостью. Им сочувствуешь – ведь это обычные люди, и даже если ты сам не такой, то вокруг тебя таких море.
Александр Пэйн в очередной раз снимает фильм про среднестатистических неудачников, и в очередной раз срывает банк. Ему удаются рассуждения о человеческих отношениях как нельзя лучше.
За фильм «Про Шмидта» в 2002 году он номинировался на Золотой глобус как режиссер и сценарист и взял награду за сценарий. В этом году Золотой глобус он получил не только за сценарий, но и за лучший фильм, из 5 номинаций на Оскара выиграл премию за лучший сценарий-адаптацию.