Четыре таксиста и собака. Наше новое кино

Колосс отечественного кинематографа грузно поднимается с колен. Сперва – блеснув фестивальными гранями «Возвращения», затем – поражая тугим кошельком «Ночного дозора». Но оба примера – лишь полярные крайности, представляющие собой элитарное искусство и валовой мейнстрим. Продемонстрировав зрителю, что «мы тоже можем», причём, «не хуже, чем на Западе», российские кинематографисты сломали-таки стену отчуждения, заставив зрителя, по крайней мере, присматриваться к ситуации на родном кинорынке.

Незанятой оставалась лишь самая важная ниша – фильмов, рассчитанных на массового зрителя, а не на узкий круг восторженных фанатов (будем честны, если бы не беспрецедентный PR, вряд ли «Дозору» удалось стать лидером проката). Эту-то нишу и попытался освоить Фёдор Попов, сняв кино доброе и милое, и рассчитанное (в теории) на любой возраст. Почему в теории? Да потому, что на практике получилось немного иначе.

Фильм вне возрастных категорий подразумевает, прежде всего, зрелище для семейного досуга – чтобы было одинаково интересно и детям, и родителям, и бабушкам-дедушкам. Но подобная лента не должна содержать ни эротических сцен, ни нецензурных выражений. С первым пунктом всё в порядке, а вот второй... В одном из первых же эпизодов герои общаются между собой на молодёжном жаргоне, что с одной стороны, придаёт повествованию реалистичности, а с другой – нежелательный пример малолетним зрителям. Далее. «Базары по фене». Ну, какие, скажите на милость, могут быть тюремные диалоги в детском кино? Ну, и совсем уже лишняя сцена попойки с последующим разговором по душам. Совершенно выпадающий из контекста эпизод, лишь отягчающий забавную историю. К тому же, из намеченных в нём сюжетных линий, развитие получает лишь одна. К чему? Зачем? Итог: для семейного просмотра лента не годится.

Точно также не потянутся на неё и зрители в возрасте. Для них сценарные конфликты достаточно наивны, да и не проще ли дождаться телевизионной премьеры? А вот молодёжь – главная цель всех маркетологов – становится, так называемым, «фактором икс». Если рекламная кампания будет удачной, то зритель на картину пойдёт (на что и рассчитывают её продюсеры, запуская в прокат сразу 100 копий). Но если нет…

Так или иначе, телеканал РТР, купивший права на премьерный показ (май 2005 года), уже демонстрирует рекламные ролики (откровенно говоря, не очень-то и цепляющие). Попов заявляет, что собирается перемонтировать картину в формат телесериала (8 серий по 40-50 минут), а летом снимать сиквел. И вот тут-то и хочется сказать стоп! Зачем снимать продолжение? Если фильм пойдёт хорошо, стоит всё же дать зрителям возможность осознать тот факт, что новое российское кино ничуть не хуже американского. Не надо повторять ошибки западных коллег и бездумно клепать сиквелы всех фильмов на свете. А лучше сосредоточиться на поиске свежих идей и давать зрителю новое кино. Настоящее.


Все новости