Бедный, бедный Гарри
Полтора года больших надежд и ожиданий опять себя не оправдали. Сменивший Криса Коламбуса в режиссёрском кресле мексиканец Альфонсо Куарон, полностью сместил акценты повествования, предлагая зрителю свою историю Гарри Поттера, сильно проигрывающую книге Джоан Роулинг.
Превратив сказочную реальность в шрекоподобный балаган, Куарон излишне увлёкся формой, оставив за бортом немало важных пунктов содержания. Разумеется, нельзя забывать, что любая экранизация подразумевает под собой хирургическое вмешательство в литературный оригинал, но вряд ли можно назвать равнозначными те перемены, что ввёл в ленту режиссёр. Отдавшись полёту творческой мысли, он флиртует с камерой, экспериментируя визуальными приёмами, перегружая картинку ненужными рапидами, блэк-аутами и муаром.
В жертву повторяющейся дважды шутке с голубой пташкой (кстати, подсмотренной в упоминавшемся «Шреке»), Куарон решительно приносит оставшуюся за кадром историю Карты Мародёра. А тем временем эта сюжетная линия, безусловно, важна для логики повествования – именно секрет создания карты хранит разгадку ненависти профессора Снейпа к юному Поттеру.
Пообещав перевернуть мир «внутренним становлением героев» и «пробуждением первого чувства сексуальности», режиссёр меняет одежды героев со строгой школьной формы на «тинейджерские прикиды» и едва не раздевает тётушку Дурсли, но выбрасывает из сценария все эпизоды, связанные с Чу Чанг – восточной девушкой, что пробудит в Гарри неведомые ранее чувства, да и вообще сыграет немаловажную роль в «Огненном Кубке».
Сведение к нелепой карикатуре образа Драко Малфоя вообще не поддаётся логике – нагловатый и самоуверенный хулиган превращается в трусливого слюнтяя, готового разрыдаться при любом столкновении с Гарри и Гермионой…
Впрочем, стоит отдать Куарону и должное – вместо столь напрашивавшегося и очевидного изображения дементоров орковскими кистями Питера Джексона, он умудряется создать жутких самобытных существ, поцелуй которых вызывает дрожь и внутренне отвращение. Отлична и трактовка образа Сириуса Блэка, изрядно повеселившего зрителей искренним безумием и яростью, выплёскивавшихся с плакатов Министерства Магии. Впрочем, заслуга здесь скорее именно Гэри Олдмана, одинаково блестящего в любом облике.
После просмотра вспоминаются хвалебные отзывы госпожи Роулинг в адрес мексиканца – дескать, он сумел предвосхитить сюжеты шестой и седьмой книг франшизы. Учитывая, что финальный монолог Сириуса не фигурировал в первоисточнике, рождается искренне недоумение – неужели, к этому хочет свести свою эпопею писательница? Это же так банально…
Отрадно одно: следующую картину будет снимать другой режиссёр – склада более спокойного и рассудительного. Так что будем надеяться, что «Огненный Кубок» получится достойным оригинала, чего не скажешь об «Узнике Азкабана».
Страхи отрочества
Ожидавшие от Альфонсо Куарона артхаусного бунта в «Гарри Поттере», возможно, будут разочарованы, ведь есть книга, есть большие деньги студии и право перемонтировать все снятое в случае если кино кому-то не понравится. Заслуга Куарона бесспорна. Показать, как дети взрослеют – этого его, родное. Тут уже никакой Коламбус бы не справился.
Вместе с детьми повзрослело и кино. Путь в кино-Хогвартс для детей младше десяти лет смело можно закрывать. И дело не в похабстве шуток – этого в фильме нет и в помине, что выгодно отличает всего «Поттера» от «Кота» и «Скуби-Ду». Но эта лента куда страшнее прежних. Нет в ней придурковатого домовенка, василисков, слизанных из русско-советской классики Птушко, или совсем уж сказочных двуличных злодеев. Ученики бегают по школе в джинсах, безликие дементры парят вокруг, словно назгулы из трилогии Толкиена-Джексона, а превращение оборотней и аниматронов происходит, как бы в «другом мире», где орудует Ван Хельсинг. И страшно – аж жуть!
Но Куарон на то и назвался груздем, чтобы в кузов полезть. Его стараниями «Поттериада» временами превращается в веселую историю о мальчишках из соседнего двора, со своими странными и иногда жестокими забавами, да и общая эстетика детской сказки, несмотря на присутствие магических артефактов, почти испарилась, что пошло картине только на пользу. Это больше стало походить на аттракцион.
Еще год назад не верилось, что шумиха вокруг Поттера не закончился с выходом третьей части – дети растут, актеры уходят из жизни, Роулинг постепенно надоедает ее собственная семитомная сага, и, кажется, усталость от кинобума Поттериады основательно накопилась. Стань третий фильм пособием по чародейству и волшебству для младшего и среднего школьного возраста – и уже никакие связи не помогли бы реанимировать мегамасштабную постановку. Разрыв между теми, для кого снимали, и как, стал бы слишком велик. И то, что свежая кровь в лице Куарона, была-таки пущена, способствовало полному изменению образа картины. Он стал более голливудско-блокбастерным, не потеряв при этом настроения приключения. И пускай читавшие ропщут на безжалостную к деталям сюжета работу сценаристов – эти слова говорятся каждый раз, когда заканчивались и прежние постановки – основное захватывающее действие явилось. Все, что зритель ожидает увидеть – ему покажут. И что приятно втройне, четвертого фильма хочется ждать. А это дорогого стоит.