Рецензия на «Трою»

«Безбожная правда об Ахиллесе»

Возможно, с точки зрения исторической достоверности, равно как и близости к литературному источнику, постановка Петерсена проигрывает. Героям не хватает высокопарных слов — их буквально по крупицам выдавливали из русского перевода. Иносказательные речи о божественных вмешательствах в амурные дела Париса и Елены на поверку оказались банальным неоднократным сексом, да и сам юный Парис, как выяснилось, был обычным шкодливым и трусливым маменькиным сынком, который пожизненно прятался за спину брата Гектора. Именно он, тем что увел от законного мужа Елену из Спарты, навлек на родной город гнев царя Менелая и брата его воинственного Агамемнона. Так вся легендарная былинность свелась к псевдоисторической экранизации одной из величайших битв в истории. И нельзя сказать, что от отсутствия божественной подоплеки картина проиграла. Даже наоборот, явила героев такими, какими в понимании современного человека они и должны были быть — бравые воины и владыки, жаждущие отмщения и счастья своим детям.

Аристотель замечал, что у героев «Илиады» нет описания их внешности, только их слова и поступки. И верно, откуда странствующий слепец мог знать, как выглядели герои осажденной Трои и осаждавшие их спартанцы. По иным стихам Гомера делали выводы, что Ахиллесу было не более семнадцати. Он был юн, а потому так горяч и дерзок в бою. И верно, хорошие воины редко доживали до тридцати, как бы хороши они ни были. А потому решение студии о приглашении Брэда Питта на роль воина Ахиллеса смотрится не более, чем коммерческий ход. Хотя, чем плох подбор актеров? Ведь все греческие герои были красивы, словно Великие Боги. И, беспечные, гнева богов они не боялись. Пожалуй, это единственная претензия в подборе актеров нового киноколосса.

Орландо Блум, сыгравший Париса, и здесь не расстается с верным луком. Пускай не Леголас он волосами, но телом и оружием подобен юному богу. И Питт искусством боя овладел изрядно. Глядишь, и подлая стрела Париса, сразившая Ахилла, может стать передачей пальмы первенства в списке самых востребованных людей в кино от Питта к Блуму. Но актеры в ролях второго плана играли едва ли не более интересно, чем титулованные секс-символы. Эрик Бана и Питер О’Тул создали в картине так не достававшую ей атмосферу исторической реалистичности. Насколько исторически достоверной может быть вольная экранизация эпоса, пять веков передававшегося из уст в уста.

Почитатели традиций «Бена Гура» или «Войны и Мира» (в постановке Бондарчука), пожалуй, не оценят нового творения. Голливуд за последние годы стал другим и в ленте Петерсена скорее надо искать отзвуки «Гладиатора» Ридли Скотта, чем пеплумов первой волны. Старые колоссы оказались на глиняных ногах и в конечном итоге рухнули под тяжестью собственного веса. Новое кино делается для нового поколения, вскормленного блокбастерами. А потому всякая битва должна соответствовать представлениям современников, которые и понесут деньги в кассы кинотеатров. Пускай даже выход на берег Трои спартанцев напоминает высадку десанта в Нормандии из «Спасения рядового Райана», а побоище при осаде города — выход орков к стенам Хельмовой Пади.

Еще одна интересная деталь. Поэма «Илиада» заканчивается вовсе не падением Трои, а приходом отца Гектора Приама к Ахиллесу. История же вхождения в стены Трои на деревянном коне и гибель Ахиллеса — это «Одиссея». Не зря муж Пенелопы путешествует рядом с Ахиллесом. Как видно, имеет смысл ждать продолжения. Но в нем уже без сонма Олимпийских Богов и сказочных существ обойтись будет сложно. Или нет? Время покажет.


Все новости