Рецензия на фильм «Свобода»: кино, за которое неловко — и потому не оторваться

filmz

Фильм Евгения Лаврентьева «Свобода», показанный в рамках 4-го кинофестиваля «Зимний», — редкий случай, когда авторское кино сразу и раздражает, и притягивает.

В двух словах о сюжете: это история о внутреннем освобождении человека, который ищет право быть собой — даже если со стороны это выглядит странно, смешно или откровенно неловко. Красивые и смелые женщины встречают мужчин и знакомят их со своим образом жизни. Мужчинам нравится то, куда они попали, и они становятся частью неповторимого мира своих избранниц.

Отдельного внимания заслуживает актёрский состав. Здесь чувствуется не столько «кастинг», сколько сообщество людей, готовых идти за режиссёром до конца — в интонациях, жестах, паузах и даже в откровенной несуразности отдельных сцен. Актёры существуют в пространстве фильма на грани между искренностью и перформансом, и именно это делает «Свободу» живой: временами неуклюжей, но никогда не мёртвой. Они не спасают фильм от кринжа — они его осмысляют.

Важно и то, что картина поставлена на личные средства Евгения Лаврентьева. Этот факт многое объясняет: «Свобода» не пытается понравиться, соответствовать ожиданиям или вписаться в тренды. Она существует по собственным правилам — за свой счёт, в прямом и переносном смысле. Не случайно жюри фестиваля отметило фильм отдельной наградой — «за свободу за свой счёт», фактически признав сам жест создания картины художественным высказыванием.

Главная же интрига рецензии проста и честна: «Свобода» — настолько кринжовый фильм, что его хочется… пересмотреть. Вся эта криповость, неловкость, странные интонации и сцены, балансирующие на грани испанского стыда, выглядят так, будто были задуманы намеренно. Очень хочется в это верить — потому что иначе исчезает обаяние фильма.

И да, танцы режиссёра — это отдельный вид искусства. Примерно как фейспалмные моменты в рекламе: ты физически съёживаешься от неловкости, ловишь себя на желании отвернуться… но почему-то смотришь, не моргая. «Свобода» — кино, которое трудно любить, но ещё труднее забыть. И, пожалуй, именно в этом и заключается его странная, почти опасная притягательность.


Все новости