1955 год, небольшой городок Астероид-Сити, где-то на Западе США, расположенный возле кратера, оставшегося после падения астероида тысячи лет назад. Каждый год в этом месте проводится собрание юных астрономов, в котором участвуют ученики, их семьи, учителя, а также ученые и военные. Очередной такой слёт собирает самую разнообразную публику, включая военного фотожурналиста Оги Стинбека (Джейсон Шварцман) вместе с сыном-заучкой Вудроу (Джейк Райан) и тремя младшими дочерьми, Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон), известную, но уставшую от мира актрису, с её дочерью Диной (Грейс Эдвардс), автобус с учениками начальной школы в сопровождении молодой учительницы Джун Дуглас (Майя Хоук) и других участников конвенции. Дальнейшие разворачивающиеся события в Астероид-Сити становятся настоящим испытанием для героев, меняющим жизни каждого из них.
Уэс Андерсон — молодой гений независимого американского кинематографа, которому удалось создать собственный неповторимый стиль и изобрести авторский киноязык для миллениалов, пресыщенных невротическими саморефлексиями Вуди Аллена и уставших от трагизма Мишеля Гондри. Эта невообразимая смесь мультяшности кадра, с его нарочитой симметрией, гротескными декорациями и пастельными тонами, помноженная на ламповый уют и карикатурность героев, попала в самое сердечко тем взрослым, которые соскучились по сказкам, потому что в них еще не успел состариться их внутренний ребенок. Новая работа Андерсона способна в очередной раз проделать с преданными зрителями этот трюк, но откровением, к сожалению, ей стать не суждено. И вот почему. Имея при себе, казалось бы, все привычные атрибуты, “Город астероидов” — это нетипичное по меркам Андерсона кино, более сложное по замыслу и подаче, более взрослое и серьезное по своей сути.
С самого начала приводит в смятение необычная форма повествования картины. Формально лента разделена надвое: одна ее часть — про телевизионную постановку по пьесе драматурга Конрада Эрпа (Эдвард Нортон) снята в черно-белой технике (привет, “Оппенгеймер”!), другая часть — сама ретро-футуристическая постановка «Город астероидов» выполнена в ярком цвете и сочится красками, как плакат в стиле пинап. Андерсон играет на контрастах между этими мирами — серых будней закулисья служителей Мельпомены и красочного американского мифа — периодически сталкивая их друг с другом. Даже для поклонников творчества режиссера, такой ход может быть слишком новаторским, а уж для неподготовленного зрителя многослойная метапроза режиссера и вовсе рискует быть непонятой. Многие адепты “старого-доброго Андерсона” не смогут не заметить переход режиссера от фирменной легкой иронии в сторону сатирических нот: ксенофобия и расовая дискриминация, милитаризация науки, гипертрофированный мачизм и системный консьюмеризм — это атрибуты Америки 50-х, которые режиссер показывает без явных симпатий и в гипертрофированном свете.
Несвойственная режиссеру серьезность в “Городе астероидов” тут еще отягощается и непомерно раздутым кастом. Казалось бы, что может быть плохого в большом ансамбле именитых и талантливых звезд, ведь яркие актерские работы всегда были визитной карточкой фильмов Андерсона? Беда только в том, что именитые звезды тут есть, а вот ярких работ — почти нет. Тильда Суинтон, Эдвард Нортон, Эдриэн Броуди давно уже составляют актерский костяк андерсоновской труппы, а Джейсон Шварцман так и вовсе стал уже режиссерским “талисманом”. Скарлетт Йоханссон перехватив “эстафетную палочку” у Лейи Сейду — полностью обнажается в кадре. Лев Шрайбер, Стив Каррел, Джеффри Райт и Брайан Крэнстон — прекрасные характерные актеры, которым Андерсон дал функции статистов, их хронометраж едва ли составляет пару минут. Глыбам вроде Тома Хэнкса и Уиллиама Дефо тут уже отведена роль свадебных генералов, а звезда “Гранд Отеля Будапешт” Тони Револори и Мэт Диллон — здесь просто “для мебели”. Но обиднее всего режиссер поступил с Джеффом Голдблюмом (его молниеносное появление в гриме не оставляет шансов проявить актерский талант) и прекрасной Марго Робби — их время на экране можно измерять секундомером. Это действительно мило, когда у режиссера столько друзей, готовых собраться вместе на его съемочной площадке, но будем честными: если бы в половине второстепенных ролей и эпизодов сыграли начинающие или малоизвестные актеры, то фильм не потерял бы ровным счетом ничего.
Ругать новую работу Уэса Андерсона не хочется — всё-таки это прежде всего независимое авторское кино и не стоит забывать, что “автор так видит”. С другой стороны, “Город астероидов” вряд ли сможет затмить тот же “Французский вестник”, а блестящий “Гранд Отель Будапешт” для него и вовсе недостижимая величина, как по количеству номинаций и наград, так и по кассовым сборам. Будучи представленной на 76-м Каннском кинофестивале картина не получила Пальмовую ветвь, хоть и была тепло встречена зрителем. Как-то в одном из интервью Андерсон отметил, что все его фильмы — личные, от начала и до конца. Возможно внутренняя трансформация режиссера, как реакция на текущую неопределенность в мире, и выливается в итоге в подобный сумбур на экране. В любом случае, хочется надеяться, что создатель жанра эксцентричного драмеди найдет в себе силы не копировать себя, переизобрести авторский жанр заново и в следующий раз обязательно порадует нас по-настоящему оригинальной картиной.