Рецензия на фильм «Бескрайний бассейн»: фирменный коктейль Кроненберга-младшего, умело вызывающий ужас и отвращение на всех уровнях

filmz

В сети есть слух про «самую шокирующую сцену фильма», где красавица Миа Гот кормит грудью Александра Скарсгарда. Она, конечно, и впрямь неплоха, но смотреть фильм до конца только ради нее – занятие довольно мазохистское. Рассказываем, почему.

Вряд ли «Бескрайний бассейн» удостоится каких-либо наград, даже несмотря на благосклонную критику киноизданий; но он однозначно останется одной из ярчайших звездочек хорроров 2023-го года. Актриса Миа Гот в прошлом году уже заявила себя как главную звезду жанра современности, тут она идет еще дальше и не дает оторвать взгляд. Серьезно, грань между «Золотой малиной» и «Оскар» за заслуги» тут выдержана идеально. Да и вообще, любое описание картины, будь то восторженная рецензия или гневный комментарий, непременно вызывает желание ее посмотреть: ведь обещают многослойность, метафоричность, этический слом, сильную эмоциональную реакцию.

Завязка «Бассейна» очень умело мимикрирует под добрый десяток отличных фильмов последних лет. В местном райском «Палм-Спрингс» застревают аристократичные персонажи «Белого лотоса», от местных церемоний у них полный ноэшный «Экстаз». Писатель средней руки в «блоке», встречает свою (пожалуй, единственную) фанатку; чуть позже происходит несчастный случай, главного героя приговаривают к смерти. В этой чудесной стране законы жестоки, но туристам можно избежать наказания и очиститься от грехов: за деньги тут могут казнить не самих нарушителей, а их свежесозданных клонов. Клоны конечно, не чувствуют себя клонами, и прекрасно помнят все грехи своих «родителей».

Уже третий фильм подряд Брендон Кроненберг успешно доказывает, что у него есть свой авторский почерк. В этом не откажешь: несмотря на все очевидные и не очень аналогии, «Бассейн» смотрится совершенно особенным проектом с уникальным стилем. Составляющие работают безотказно, история льется складно. В первой половине кино без преувеличения гениальное, и Кроненберг это (к несчастью?) прекрасно понимает. Пока его герой страдает перманентным синдромом самозванца, автор продолжает самоуверенно развивать тему, изображать содомию и творить боди-хоррор без прикрас.

Где-то во второй половине большинство зрителей начинает отторгаться этим бесконечным водоворотом морального и физического разложения, секса, насилия. И, в общем-то, не зря: на последних кругах ада у Кроненберга младшего новых смыслов не добавляется, ритм сбоит, форма преобладает над содержанием. Непрекращающийся ужас как заевшая пластинка, где остается лишь мучительно переживать всеохватывающее безумие, воплощенное потрясающей картинкой Карима Хуссейна и раздвигающими все рамки артистами Мией Гот и Александром Скарсгардом.

Кроненбергу опять удалось заявить себя как современного художника, способного классно поиздеваться над общественными пороками. Но как режиссер он по-прежнему немножко «для своих». Оттого и кажется, что издевательски низкие зрительские рейтинги – не какая-то досадность, а хитро спланированная операция. Ведь что должен делать боди-хоррор? Пугать, щекотать нервы, вызывать одновременно отвращение и возбуждение, ну и заставлять поразмышлять о тщетности бытия. Слово «нравиться» к подобным характеристикам мало применимо.


Все новости