Рецензия на фильм «Чук и Гек. Большое приключение»: Аркадий Гайдар под психотропными веществами

filmz

Галлюцинаторный трип по классическому рассказу Аркадия Гайдара не без влияния Уэса Андерсона и Спайка Джонза, главным психотропным эффектом которого становится видение Страны Советов как Изумрудного города, населенного сплошь добрыми счастливыми людьми. Но волшебная сказка неожиданно превращается в настоящий, без дураков, survival-movie, пробирающее до мурашек.

«Чук и Гек» - пример того, каким должно быть новогоднее кино. Должно быть, но не стало. Пока взрослое поколение в кинотеатрах роняет ностальгические слёзы по прошлым временам, дети недоумевают: что хорошего в деревянном игрушечном паровозе и хрупкой ёлочной принцессе или что страшного может быть в бумажном письме под названием «телеграмма»? Ну сгорела и сгорела...

Напомним вкратце сюжет рассказа Аркадия Гайдара: два гиперактивных брата, Чук и Гек, живут с Мамой в самом прекрасном городе Москве, а их Папа (или просто хороший человек) работает в горах для процветания страны. Он трудится так много, что начальство не пускает его домой на Новый Год, и он приглашает семью на праздники к себе в Сибирь. Но телеграмма, предупреждающая, что папа не сможет встретить родных на вокзале, теряется по вине мальчишек, и мама с сыновьями едет через тысячи километров на поезде, не зная, что их ждёт. Точнее, их никто не ждёт. Они доезжают на попутных ямщиках до станции, по дороге встречают хороших и добрых людей, к Новому году возвращается экспедиция, все поздравляют друг друга с Новым годом. Вот и всё.

«Совершенно не кинематографическая история», - скажете вы, и правильно сделаете. Однако по этому рассказу уже был поставлен в 1953 году чудесный фильм Ивана Лукинского, практически не отличающийся от источника, но это когда было, да и хронометраж, не дотягивавший даже до часа, позволял подробно и без спешки показать нехитрые сюжетосплетения. И как это рассказать нынешнему ребёнку? Александр Котт известен как чудесный визуализатор (главный приз «Кинотавра» в 2014 году из рук Андрея Звягинцева за фильм без единого слова «Испытание») и специалист по новогодним историям (почти все «Ёлки» не обошлись без его участия) берёт все свои навыки и начинает свою историю совершенно головокружительным и волшебным способом. И это настоящая сказка!

Тут камера летает по игрушечной железной дороге, по коммунальной квартире, по вагону настоящего поезда. Мама (Юлия Снигирь) оказывается эстрадной певицей и исполняет «Трололо», оригинальное название которого («Я очень рад, ведь я наконец-то возвращаюсь домой») вполне подходит для сюжета. Милые мальчики из рекламы «киндер-сюрприза» (шутка. Мальчики никакого отношения к шоколаду не имеют. Старшего брата, Гека, играет Юрий Степанов-мл., сын актёра Юрия Степанова, а Чука - Андрей Андреев, знакомый нам по «Бате») весело дерутся из-за пустяков, как и положено детям, как и положено в рассказе Голикова Аркадия. И вот Мама, Чук и Гек уже доехали до места назначения (кадр из Уэса Андерсона: полустанок с названием «Тайга», мама, старший сын, младший сын, большой цветастый чемодан, средний цветастый чемодан, маленький цветастый чемодан), уже проехали сторожку, уже Чук спутал лошадь с медведем, уже прибыли они на пустую базу. И это только полфильма прошло. Перед авторами становится вопрос: чем занять дальнейшее время?

Сценаристы находят палочку-выручалочку в виде сторожа, которого периодически дерёт медведь. Простите, каждый думает в меру своей распущенности, но здесь имеется в виду реальный медведь, который рвёт сторожа. В книжке это всего лишь подранная шуба. У Котта и команды - это смертельная рана, и спасать вызывается Мама, которая на ночь глядя, безо всякой логики мчится навстречу мужу (Владимир Вдовиченков), в отряде которого есть врач. За ней выскакивает Чук, за ним Гек (картинка из Спайка Джонза: почти игрушечная мать скользит по игрушечной карте мимо цели, далее - полуигрушечный Чук, потом чертит путь старший брат). И тут начинается… Один проваливается под лёд, другой уходит на льдине, дети оказываются окружены стаей волков, их чуть было не съедает медведь, они повисают над страшной пропастью. Младший вообще засыпает на морозе (то есть чуть было не замерзает насмерть) и видит сказку про хозяйку Медной горы. При этом не факт, что это происходит на самом деле: нашедшиеся изумруды окрашивают кадр в характерный кислотный цвет и делают картинку как бы преломляющейся (напрашивается фраза из Мишеля Гондри: «Пусть будет, как в советских мультиках»). Получился Гайдар под запрещёнными веществами, по-другому и не скажешь! Происходит это на самом деле, или это всё кажется – не так важно, как то, что вторая половина фильма меньше всего похожа на праздничную киносказку. Это будто забытые кадры со съёмок «Выжившего», истинный кошмар перед Новым годом.

Можно ли было обойтись без этого «большого приключения»? Понятно, что фантазия сценаристов просто вынуждена была придумать расширения рассказа, но мы рассчитывали, что ими станут сюжеты из вселенной писателя (не про Мальчиша-Кибальчиша, конечно, но что-то из «Голубой чашки» или «Дальних стран»), а никак не ассоциации с «Хозяйкой Медной горы». Защищая сценаристов, стоит отметить, что семьи Бажова и Гайдара действительно связывало родство, но это не комплимент.

Ставить сегодня «Чука и Гека» так, чтобы это было интересно и взрослым, и детям, и ностальгирующим по Советскому Союзу, и отвергающим его, - дело крайне сложное, какими бы талантливыми ни были создатели картины. Основным посылом Гайдара было счастье, которое равнялось счастьем для всего социализма. Отказавшись от этой идеи, но и не решившись вывести её совсем из фильма, сценаристы назвали станцию геологов «Счастье – 1». Когда туда врывается Мама с Чуком и Геком, обнаруживается, что «счастье» мёртвое, там нет ни одного человека, кроме сторожа. Остаётся надеяться, что, сделав акцент на ответственности одного брата за другого, а сыновей - за Отца и Маму, этот лейтмотив найдёт понимание у всех поколений вне зависимости от политических или ситуативных настроений. Ведь должно быть только одно настроение – новогоднее.


Все новости