На вымышленном ирландском острове Инишерин в 1923 году живут два друга – пастух Подрик Салливан (Коллин Фарелл) и скрипач Колм Доэрти (Брендон Глисон). Коммуна острова едва ли наберет сотню человек, а ее быт смертельно скучен и размерен несмотря на идущую на большой земле Гражданскую войну. Днем жители Инишерина заняты рутинной работой, а вечером собираются в единственном на острове пабе, чтобы пропустить пинту-другую и послушать грустные песни фолк под аккомпанемент скрипки. Вся эта идиллия в одночасье рушится, когда Колм, испытывающий глубокий экзистенциональный кризис, принимает решение прекратить многолетнюю дружбу с Подриком, что приводит к непоправимым последствиям для всех.
Мартина Макдону язык не повернется назвать плодовитым режиссером – на текущий момент за его плечами всего четыре полнометражных ленты. Но зато какие! Большинству зрителей он безусловно знаком по черной трагикомедии «Залечь на дно в Брюгге», в которой Макдона впервые обозначил свой авторский стиль нашедший продолжение в последующих лентах «Семь психопатов» и «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури». Фильмы Макдоны отличает общий меланхоличный антураж с вкраплениями абсурдистского черного юмора и философских исканий его героев. И вот, после продолжительной творческой паузы, режиссер явил свету свою новую картину – картину которую ждали и преданные таланту Макдоны зрители, и фестивальные кинокритики.
Парадоксально, но то, чем режиссеру удалось очаровать кинокритиков, впервые может оттолкнуть самых лояльных зрителей. Нет, меланхоличная стилистика повествования и философский контекст тут на своих местах, что безошибочно позволяет идентифицировать «Банши..» именно как картину Макдоны. Проблема восприятия тут кроется в возросшем тяжеловесном пафосе при полном отсутствии самоиронии – того самого черного юмора, который украшал и облегчал предыдущие работы режиссера. Из-за этого ближе к середине ленту становится невыносимо тяжело смотреть, даже несмотря на сказочную красоту ирландских изумрудных полей и антрацитовых утесов. Подарком для киноманов тут будет уже сыгранный звездный дуэт Фарелл-Глисон, ставший козырем режиссера еще со времен «Брюгге». Но особых откровений зрителю ждать не стоит, в том смысле что оба актера хоть и играют на высоте, но где-то что-то подобное мы уже видели: контраст характеров непробиваемого в своем спокойствии Глисона с эмоциональной неуравновешенностью Фарелла.
Навешенный жанровый ярлык трагикомедии тут вводит в заблуждение, ведь по сути мы имеем дело с притчей в драматическом обличье. В итоге, зритель ожидающий от ленты второго «Брюгге» будет разочарован – по атмосфере «Банши..» куда как ближе к «Голгофе» брата режиссера Джона Майкла Макдоны. Конфликт героев в основе сюжетной канвы для большинства так и останется за гранью понимания, а кульминация истории вряд ли заставит испытать катарсис от увиденного. Так что же это, если не полный провал? И за что тогда лента сорвала тринадцатиминутные овации в Венеции? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прежде всего рассматривать картину сквозь призму метафор и аллюзий, читая между строк послание автора.
Мартин Макдона снял, пожалуй, свой самый личный фильм, в котором за ирландской пасторалью и особенностями национального характера кроется история глубокой человеческой трансформации в условиях конфликта и одиночества. Так, добродушный простак Подерик, не имея внутренних сил принять очевидное, отчаянно пытается навязать свою дружбу и постепенно превращается в жесткосердечного сухаря. Скрипач Колм же настолько озабочен своим творческим наследием, что готов из принципа отрезать от себя как друзей, так и собственные пальцы. Победителей в этом конфликте быть не может и параллели с Гражданской войной в Ирландии при пристальном рассмотрении тут более чем очевидны. Но при всем своем гуманистическом порыве, Макдона в финале так и не удосуживается какой-то конкретной морали, оставляя зрителя размышлять о ней наедине с самим собой.