Легендарный пилот Пит Митчелл – он же Мэверик - в исполнении неувядающего на шестом десятке лет Тома Круза и спустя более 30 лет остается верен себе: лихачит в небе, строптиво общается с вышестоящими по званию, не грезит о карьере в кабинетах министерства обороны, а в свободное время чинит в ангаре Р-51 «Мустанг». Ни семьи, ни детей, ни карьеры, «а вместо сердца пламенный мотор».
Сослуживцы, доросшие тем временем до адмиральских чинов, оказывают по старой памяти необходимую протекцию, которая оказывается весьма кстати после очередной ковбойской выходки Мэверика, отправившей в утиль экспериментальный сверхзвуковой суборбитальный бомбардировщик за миллионы долларов из госбюджета. Последний шанс остаться на крыле для некогда титулованного асса – стать инструктором для молодого поколения пилотов в своей альма-матер, элитном подразделении пилотов-истребителей ВМС США «Топ Ган», где Мэверику предстоит столкнуться лицом к лицу с призраками прошлого.
Оригинальная лента, «Топ Ган» (или «Лучший стрелок» по-русски) Тони Скотта, в свое время произвела настоящий фурор, надолго определив каноны жанра военного боевика о летчиках-истребителях и породившая как массу подражателей, так и откровенные пародии (вспомнить хотя бы «Горячие Головы») – а что это, если не признание? Поговаривают даже, что после выхода «Топ Ган» в американский прокат заявки на вступление в ряды ВВС США били рекорды! Для военно-патриотического кино – это весомый KPI.
Понимая, что с таким сакральным источником нет права ударить лицом в грязь, режиссер-визионер Джозеф Косински, автор визуально-шедевральных «Трон: Наследие» и «Обливион», изо всех сил пытается держать марку первоисточника, то ли отдавая дань уважения таланту Тони Скотта, то ли беззастенчиво признаваясь в любви к боевикам 80-х. И это в каком-то смысле играет с ним злую шутку. При всем уважении к маэстро Скотту, сценарий «Топ Гана» 1986 года был не самой сильной стороной фильма – кино брало эффектными съемками воздушных баталий, уступая в чем-то здравому смыслу. Джо Косински буквально наступает на те же грабли, пытаясь переосмыслить оригинал и недалеко отступая от его сюжетной канвы.
Поначалу у зрителя, наблюдающего за рефлексиями героя Круза, может возникнуть обманчивое впечатление, что он имеет дело с крепкой производственной драмой о преодолении ошибок прошлого и искуплении в виде наставничества для нового поколения. Но буквально с середины, когда ветеран Мэверик самолично решает вести в бой звено молодого поколения пилотов-истребителей, лента начинает крениться крылом в сторону откровенной военно-патриотической агитки, отрываясь от реальности также высоко, как и самолет главного героя. К слову сказать, образ вероятного противника не оставляет пространства для маневра – на стороне безликого «зла», среди заснеженных гор и хвойных лесов, выступают современные СУ-57 и МИ-35, имеющиеся на вооружении только у одной армии.
К сильной стороне «Топ Ган: Мэверик» стоит отнести впечатляющую операторскую работу и визуальный ряд авиационной акробатики на реактивных истребителях – ничего подобного со времен «Стелс» Роба Коэна кинематограф еще не видел! Пожалуй, именно за удовольствие почувствовать себя пилотом истребителя картине можно многое простить. Тем не менее, как мантру главного героя повторяя «Не думай – действуй!», фильм, кажется, несознательно отправляет себя в пике. Или, как выразился тот же герой Круза: « в современных боевых условиях побеждает не техника, а пилот». А хороший пилот, как и искушенный зритель, прежде всего привык думать.