Рецензия на фильм «Серый человек» — глоток свежего воздуха в жанре шпионского кино

filmz

На платформе Netflix состоялась премьера остросюжетного боевика от братьев Руссо. Мы посмотрели ленту и объясняем, почему, несмотря на смешанные отзывы критиков, «Серый человек» — глоток свежего воздуха в выдыхающемся жанре шпионского кино.

В преамбуле ленты высокопоставленный сотрудник ЦРУ (Билли Боб Торнтон) вербует осужденного за убийство отца-абьюзера Курта Джентри (Райан Гослинг), который спустя 18 лет становится одним из самых результативных киллеров разведывательного управления – «Сьеррой Шесть» или Серым Человеком. Выполняя одно из очередных заданий по устранению угрозы для нацбезопасности США, агент «Шестой» вынужден пуститься в бега после раскрытия компрометирующих «контору» материалов.

В последние годы жанр шпионского кино испытывает настоящий кризис. Уже стало больно смотреть на нестареющего Тома Круза в роли Итана Ханта, в франшизе о Джейсоне Борне поставлена логичная точка, а последний фильм про агента 007, кажется, и вовсе похоронил жанр вместе с главным героем. Ах да! - была еще клюквенная «Анна» от Люка Бессона с моделью Сашей Лусс в главной роли и техно-неоновая «Взрывоопасная блондинка» с неподражаемой Шарлиз Терон, но обе эти ленты больше делали упор на визуальную эстетику и образ сильной женщины, отступая в каком-то смысле от традиционного канона.

Братья Руссо вместе со съемочной командой марвеловских «Мстителей», собрав незаурядный звездный каст из Гослинга, Эванса и Де Армас (последняя, к слову, уже играла шпионку в «Не время умирать»), сделали попытку воскресить жанр, запустив новую франшизу о Сером Человеке по серии романов Марка Грини. Холодный прием картины критиками, вероятнее всего, был обусловлен неоправданными зрительскими ожиданиями: от режиссеров ждали как минимум очередного блокбастера, а получился добротный шпионский боевик, не уступающий тем же «Миссиям…». Актерский состав – вне всяких похвал! Райан Гослинг, еще не успевший стать пергидрольным Кеном из будущей «Барби», органичен в образе брутального шпиона настолько, что невольно задумываешься о претензии на роль нового Бонда. Но вишенка на торте – это, безусловно, Крис Эванс, который кажется окончательно распрощался с амплуа «хорошего парня» (предыдущая попытка была в «Достать ножи») и сыграл как прожил Ллойда Хэнсона, наемника-психопата с замашками садиста.

Адаптированный сценарий, который многие ругают за клишированность, тоже явно пошел картине на пользу: Марк Грини, литературный «отец» Серого Человека, хоть и был соавтором нескольких книг небезызвестного Тома Кленси (серия книг о цэрэушнике Джеке Райане), всё-таки в разведке не служил (в отличие от Яна Флеминга и Джона Ле Каре), но с удовольствием эксплуатирует в своих работах нарратив о «плохих русских» и защитниках звездно-полосатых ценностей из Лэнгли. Сценаристы Кристофер Маркус и Стивен МакФли сместили акцент в ленте на историю рядового агента, который борется за выживание в системе, пожирающей как обычных пешек, так и отставников разведки, в игре за влияние между молодыми хозяевами высоких кабинетов в штаб квартире ЦРУ. Несмотря на серьезный подтекст картина, тем не менее, не ударяется в пафос и излишний драматизм, оставляя место для самоиронии и юмора: «Почему «Шестой»? – «Потому что номер 007 был уже занят»!


Все новости