Рецензия на фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»: «Зловещие мертвецы 4» или как Дисней не смог в хорроры

filmz

Рассказываем, как приемы «Терминатора» сработали в комиксовой стилистике, и почему новый «Доктор Стрэндж» больше похож на заключительную серию «Ванда/Вижн», чем на самостоятельный фильм.

Долгожданное возвращение Сэма Рейми в большое кино, и кинокомиксы в частности, свершилось. Запал режиссера уже не тот, да и изобретательность постановщиков теперь не так важна, как во времена трилогии «Человека-паука» с Тоби Магуайром. Что не помешало Рэйми напичкать кадры руками, пробивающимися из-под земли, зомби и Брюсом Кэмпбеллом. Видимо, поэтому новинка и позиционировалась как «первый хоррор Дисней», пусть рейтинг совсем не тот.

Страшно ли это? Может, только для совсем юной аудитории, никогда не видевшей хорроры. Конечно, ни перед чем не останавливающаяся Элизабет Олсен, преследующая героев везде и всегда – вполне себе впечатляющая картина, отсылающая к «Оно» Дэвида Роберта Митчелла или бесконечным «Терминаторам». Но киновселенная Марвел давно лишилась непредсказуемости: кто нужен, тот выживет, а кому надо, будет поступать правильно. Что в этой истории «правильно», слишком очевидно для каждого смотрящего. А сценарист Майкл Валдрон давно покинул авангардных «Рика и Морти», чтобы в конце сезона внезапно аннигилировать знакомый мир и заменить его на другой, который чуть лучше.

Может, экшн оказался захватывающим? Если Рейми когда-то и отличался визионерством, то сейчас это не имеет значения: в цепких продюсерских руках Джона Фавро почти любая схватка превращается в махание кистями и состязание типа «мое CGI лучше твоего». Нехватка идей не позволяет раскрыть тему этих самых мультивселенных (вспомним недавний «Все везде и сразу», где реализация подобной задумки была несравненно лучше). Отдать должное создателям, получилось красиво: оператор Джон Мэтисон и художники по визуальным эффектам, несомненно, очень талантливы.

Кое в чем новинка точно получилась достойной: ведь это такая редкость, когда полнометражные продолжения сериалов оказываются хоть сколько-нибудь удачными. Смотреть «Мультивселенную безумия» в отрыве от «Ванда/Вижн» не имеет никакого смысла: Алая Ведьма покажется злодейкой с самой примитивной мотивацией на свете. Но если зритель успел пережить с ней события сериала и полюбил героиню, то он уже сможет разглядеть какие-то очертания моральной дилеммы и получит повод к сопереживанию. Ведь не просто так у девушки снесло крышу, что она стала убивать всех подряд. И как финальный эпизод сериала новинка работает замечательно.

Тут, пожалуй, и кроется главный прокол сценаристов: желание сделать мораль очевидной уничтожила весь потенциал истории как чего-то неоднозначного. Убивать плохо, забирать чужих детей тоже, мир надо спасать. Казалось бы, что может быть тривиальнее? Даже в «Мисс Марвел» поднимаемые вопросы сложнее и жизненнее. Но, похоже, регулярно проговаривать подобные банальности все-таки стоит.


Все новости