1991 год, время на сломе эпох. Вечно хмурый следак Исса Давыдов (Нико Тавадзе) угрюмо отмечает повышение по службе до следователя по особо важным, когда неожиданный звонок меняет всё и запускает череду неумолимых трагических событий. На протяжении почти десяти лет шла напряженная работа по поиску серийного убийцы, подозреваемые были установлены и вынесен обвинительный приговор, но очередная чудом выжившая жертва ломает стройную систему, заставляя зрителя наблюдать за ретроспективным погружением сквозь годы к самому началу.
Дебют Ладо Кватании в полном метре с первых кадров задает столь высокую планку, добраться до которой удавалось, пожалуй, только Финчеру с его «Семь» — лента получилась еще мрачнее ривзовского «Бэтмана», а по напряженности превосходит «Необратимость» Гаспара Ноэ. На протяжении более двух часов нас ждет жуткая фантасмагория в семи актах, полная пороков, страстей и натурального безумия, обрамленная в сочную картинку поздне-советской готики.
Вообще, за щепетильность и особую любовь к историческим деталям картина уже заслуживает похвалу. В особенности хочется отметить операторскую работу: тусклый янтарный свет ламп изоляторов временного содержания, холодная синева леса, где находят останки жертв, изумрудная пустота министерских холлов — здесь каждый кадр и каждый план отдельное произведение искусства, как картина в жанре патологического натюрморта.
Удивительным образом Ладо Кватании удалось найти ту самую болезненную форму подачи и не скатиться при этом в балабановский мрак «Груза 200». Несмотря на собирательный образ маньяка — здесь и прямая отсылка к истории Чикатило, и линия душегуба прообразом которого был Сливко — основное зло в картине имеет некую метафизическую природу: тут и история деградации хорошего следователя, который под давлением начальства выколачивает признания из подозреваемых, чтобы поскорее закрыть дело (ведь начальству нужен не сам убийца, а обвиняемый); и трагедия опера, который преступает закон, не найдя справедливости у деградировавшей системы, перемалывающей своими жерновами таких идеалистов как он; и история мести, как закономерного ответа на системную несправедливость.
Актерский ансамбль подобран режиссером идеально: герой Нико Тавадзе получился именно таким, каким и должен быть наделенный почти безграничной властью «важняк», роковая красотка в исполнении Юлии Снегирь — само воплощение вожделения, а психопат Даниила Спиваковского пробирает своим образом до дрожи (это без преувеличения лучшая роль в карьере). Хотел того режиссер Кватания или нет, но у него получилась идеальная картина об обыденности зла, или как выразился один из героев фильма «вы ищете чудовище, а он — заурядный». Это заурядное зло питается человеческими страстями и системным безразличием - и такая мысль звучит как приговор, за которым неминуемо следует казнь.