Рецензия на фильм «Точка кипения»: дело пахнет жареным

filmz

«Ревизорро», «На ножах» и прочие кулинарные шоу оказываются в одной тарелке, поданной как полуторачасовое кино, снятое одним кадром. И это рискованное предприятие внезапно получилось вкусным сытным фильмом, требующим добавки.

Обычно однокадровые фильмы концентрируются на одном герое или парочке персонажей, так проще не только съёмочной группе, но и удобнее зрителю. Здесь же целый ресторан, но режиссёру Филипу Барантини удаётся за полтора часа рассказать чуть ли не о каждом посетителе, каждом работнике кухни и зала, да так, что у нас не возникает никаких вопросов.

В центре «Точки кипения» обычный английский ресторан, которому из-за каких-то бюрократических мелочей только что снизили рейтинг с «5 звёзд» до «3». Но персоналу не стоит опускать руки, а, наоборот, работать сегодня на пределе возможностей, потому что не дай бог, что-то пойдёт не так, и с заведения снимут ещё баллы. Среди посетителей ожидаются: жених, который будет сегодня делать предложение невесте, знаменитый телеведущий кулинарного шоу, целая ватага американских девушек, приехавших на вечеринку, ресторанный критик, семья расистов, девушка с аллергией на орехи и прочие клиенты, требующие особого внимания. Не обойдётся и без снобов, которым виднее, как правильно подавать вино и как должен жариться ягнёнок, или известных блогеров, которые будут требовать то, чего нет в меню.

Обслуживать их будут: улыбающаяся при любом форс-мажоре администратор, вечно опаздывающая и мечтающая стать кинозвездой официантка, гей, кондитер на испытательном сроке, бездельник-мусорщик, наркоман, алкоголик, беременная посудомойка, молодой суицидник и другие работники общепита.

И всё это в пятницу вечером накануне Рождества при полной посадке на 100 мест.

Говоря, что в «Точке кипения» нет главного героя, мы, конечно, лукавим. Филигранно крутящаяся по залу, кухне и окрестностям, снимающая одновременно несколько историй, камера (оператор Мэттью Льюис получил за эту работу British Independent Film Awards) нет-нет да остановится возле шеф-повара Энди. Его сыграл едва ли не единственная звезда фильма Стивен Грэм, чью мировую известность запустил Гай Ричи в «Большом куше».

Тогда, когда на кухне ведутся бои, перед которыми любое шоу с участием Константина Ивлева будет казаться детской песочницей, в зале растёт напряжение между официантами и посетителями, но Энди внешне спокоен, нервничая только перед открытием ресторана. Он, конечно, может наорать на сотрудников, нагрубить, обозвать для профилактики, но тут же попросить прощения. У него полный багаж проблем, о которых никто не знает, кроме его помощницы на кухне Карли. Неприятности в семье, долги перед инвесторами, санэпиднадзор – это только маленькая часть. В гости пришёл, не предупредив шефа, знаменитый повар и телезвезда Алистер Скай (Джейсон Флеминг, ещё один популярный актёр и гость фильмов Гая Ричи), но он явился не один, а с ресторанным критиком. Энди и Алистер – давние товарищи и коллеги, но и, конечно, ещё и конкуренты, втайне завидующие друг другу. Позже выяснится, что Скай пришёл ещё и с коварными намерениями, Энди невозмутимо отводит удар, но проблема остаётся, и как она будет решаться – на тот момент непонятно.

Это, наверное, главное достоинство ленты: режиссёр врывается в будни ресторана без предисловий, объяснений и представлений. Кто есть кто, подробности личной жизни, чем занимается каждый на своей позиции, о плюсах и минусах каждого сотрудника и посетителя – всё это мы узнаем по ходу действия из коротких реплик и косых взглядов. К концу кусочки паззла складываются в одну картину. Только вот не надо упоминать, что этот небольшой ресторан – метафора целого мира, это и так ясно.

Всё это снято не только одним кадром, но и, кажется, при естественном ресторанном вечернем свете, где над каждым столиком висит всего лишь маленькая лампа, на кухне более холодная атмосфера, на улице для перекуров и вовсе единственный источник света – это мерцающий экран смартфонов. Всё видно, всё понятно, даром, что режиссёр Филип Барантини сам когда-то работал шефом в ресторане.

Почему в мире снимается мало однокадровых фильмов? Думается, дело здесь не в сложности, а в целеполагании, не всегда такие ленты (или длинные сцены) оправдывают этот приём. Камера в «Точке кипения» прекрасно передаёт движуху в ресторане и разгоняется по мере поступления новых посетителей и новых проблем. Сначала нам кажется, что это всего лишь комедия с забавными героями и абсурдной планёркой, но только в финале мы понимаем, что были свидетелями огромной трагедии, уместившейся в хронометраж каких-то полутора часов.


Все новости