«Наша мечта – чтобы в мире было как можно больше полей. Но не военных, а таких, на которых бы играли спортсмены самых разных стран», - новостную повестку сегодняшнего дня оглашает один из героев «Одиннадцати молчаливых мужчин». С такой стратегией телеведущий, продюсер, кинорежиссёр и сценарист Алексей Пиманов исполнил свою мечту: снял фильм про историческую серию матчей 1945 года между российскими и английскими футбольными командами.
В основе картины лежат подлинные исторические события, когда в послевоенную полунищую и разбомбленную Великобританию прибыла футбольная команда из СССР, в большей степени составленная из игроков московского «Динамо». В серии товарищеских матчей с футболистами Англии, Шотландии и Уэльса наши спортсмены одержали две победы и две ничьи, забив в общей сложности 16 голов (против 9 в наши ворота). Британцы, жаждущие зрелищ, забивали стадионы по самые верхушки, всего на играх побывало в эти дни около 300 тысяч зрителей, сделали из «динамовцев» настоящих звёзд. Об этом месяце английских гастролей наши поэты и композиторы написали песни, стихи и поэмы и даже оперетту, но ни одного большого художественного фильма до Пиманова, кажется, никто не снял.
Надо ли для просмотра «Одиннадцать молчаливых мужчин» много знать про футбол и про его историю? Необязательно. Допустим, если вы не знаете ни одного советского футболиста того времени, то создатели картины придумали вам подсказку: в самолёте тренер Якушин (Павел Трубинер) кидает теннисные мячики команде, называя каждого по фамилии. Зафиксировали? Окей, идём дальше. Нам нужно выделить главного героя среди не самых известных актёров. Для этого британская репортёрша Эбби (Алёна Коломина) спрашивает у команды: «Кто из вас самый лучший?». Все кивают в сторону Боброва (Макар Запорожский). Всё, готово. А одну романтическую линию веточку вводят ещё до появления главной любовной линии: сразу после приземления в Британии легендарный советский комментатор Вадим Синявский (Павел Крайнов) встречает свою бывшую фронтовую подругу, а ныне атташе по культуре посольства СССР Викторию Стрелкову (Евгения Лапова), и их отношения начинаются снова (Стрелкова вообще играет здесь едва ли не большую роль, чем Бобров). Всё, девушки вовлечены, парни всё поняли, можно начинать рассказ.
Сюжетов в «Одиннадцати мужчинах» несколько, как и полагается в любом спортивном фильме. Например, любовные страсти. Про один роман мы уже упомянули выше, а вот на главной амурной ветке стоит остановиться подробнее. У той самой журналистки Эбби есть свой план по привлечению читателей в свою жёлтую колонку в одной из главных британских газет. Она влюбляет в себя героя статьи, описывает бурный роман, что-то у него выведывает, потом они становятся героями светских новостей, и позже она, разбив ему сердце, убегает. Но план с Бобровым, ясное дело, работает не до конца, и их история почти заслоняет спортивный сюжет.
Есть ещё линия бандитской Британии, где группировка организаторов подпольных тотализаторов пытается сорвать куш, слив любой из матчей, но у нёё всё никак не получается. И, наконец, рассказ, в котором строптивый некомандный игрок Бобров и тренер Якушин превращаются из противников в лучших партнёров.
Жаль, но ни одна из сюжетных ветвей не доведена до конца и брошена валяться, вероятно, потому что если факт серии матчей исторически выверен до иголочки (даже видеоклип на «Как молоды мы были» в исполнении Наргиз явно предназначен для того, чтобы сопоставить игровые кадры с хроникой: мол, видите, всё по правде), то остальное выдумано. А за выдумки в наше время отвечать надо, предъявите ваши доказательства. Мы не будем спойлерить насчёт всех финалов, но обида за линию с Эбби и Бобровым особенно сильна. Несчастной англичанке достался счастливый билетик на матч, который не прошёл в 1941 году и был перенесён на послевоенное время, но что будет дальше – молчаливые мужчины-создатели фильма не говорят.
Это не придирки, это мелочи, которые мешают смотреть красивый, не по-российски снятый фильм (прямо, «Аббатство Даунтон», ей богу). Цветокоррекция с чёткими чертёжными контурами даже в тумане, съёмки океана, кадры британской осени, сделанные с высокой точки: ах, как снова хочется в Лондон! Отдельное спасибо режиссёру Пиманову за высококлассно снятый футбол, где он обошёлся почти без традиционных рапидов, а актёры играют сами, без дублёров или, не дай бог, модных дипфейков.
Но Алексей Пиманов, кажется, сам не совсем понял, про что снимает: про любовь или про войну. С одной стороны, мы за мир во всём мире, говорим только пацифистские речи. С другой - британцы представляются грубыми хозяевами (например, их футболисты стирают свои бутсы в соде, чтобы бить по ногам больнее), а мы красивыми гостями. И побеждаем, по фильму, не столько на футбольном поле, сколько всё-таки в идеологической войне. «Можем повторить!»