Рецензия на фильм «Анчартед: На картах не значится», где все всех обманывают и обкрадывают, а от экшена порой хочется стыдливо похихикать

filmz

Долгожданная экранизация знаменитой игровой серии вышла из производственного ада. Рассказываем, удалось ли студии угодить одновременно и геймерам, и простым зрителям.

Удачная экранизация видеоигры – зверь редкий. Еще бы, в интерактивном искусстве бал правит игровой процесс. В кино же последний отсутствует как класс, и всегда нужно изобретать что-то взамен. Компания Sony даже создала специальное подразделение для этого – PlayStation Productions. Оно, правда, гораздо чаще генерирует новости, чем выпускает какие-либо проекты, да и ничего особо удачного за ними пока не числится. Для своего пока самого амбициозного фильма умельцы из Sony решили задействовать типичные для большого кино мощи: сценаристов «Железного человека», режиссера первого «Венома» и, конечно, актеров с большими именами.

«Великое начинается с малого» – цитата исследователя Френсиса Дрейка, которая проходит красной нитью через все проекты серии. Авторы, вторя ей, неловкими краткими диалогами знакомят зрителя с героями (ведь нельзя сразу нырять в шпионские операции, гробницы и прыгать с самолета без парашюта). Вот смышленые братья Дрейки, один из них пропал, вот охотник за сокровищами Салли, его красивая подельница Хлоя, вот богатый кровожадный злодей. Вот утерянные сокровища, которые Фернан Магеллан утаил где-то в океане пятьсот лет назад, и их теперь все ищут.

«Анчартед» воспринимается гораздо больше как «фильм по мотивам», чем киноадаптация. Безусловно, часть атрибутов игровой серии никуда не делись: атмосфера исследования, придурковато-веселый экшен, диалоги с искрометными шутками на месте. Условности реального мира элегантно «опущены»: всё ради нескончаемого веселья. Харизматичные главные герои и «химия» между ними – тоже здесь. Марк Уолберг ни капли не похож на своего прототипа, но смешно бурчит и вполне справляется с задачей «старшего напарника».

Том Холланд – и вовсе идеальное попадание в образ пронырливого воришки, знающего про пиратов всё на свете. Но нельзя не заметить, что его персонаж ни капли не развивается. В каждой части его «Человека-Паука» Паркер хоть чуточку, но взрослел. А в драме «По наклонной» герой и вовсе непрерывно трансформировался, пытаясь бороться со своими пороками и раскрывая таланты актера. А тут он находится в статичном положении, словно оживший образ с постера. Что уж говорить о злодеях — они тут никакущие. Забудьте про Антонио Бандераса, заявленного в касте; этот большой артист тут ни к селу, и только растягивает хронометраж. Заметим, правда, что и в играх враги не блистали, а просто заставляли Дрейка бежать быстрее.

Чтобы понять, чего так не хватает экранизации, достаточно вспомнить одноименную короткометражку Аллана Ангара с Нейтаном Филлионом и Стивеном Лэнгом. Там нет лишних представлений, сразу начинается действие. Салли с усами и сигарой, абсолютно в рамках образа. Экшен не безлик и отсылает к игровому процессу. Могло ли так быть в крупнобюджетном проекте? Нет, потому что главный герой не может убивать людей пачками, а фильм должен быть дружелюбен для каждого зеваки, случайно попавшего в кинозал. Аккуратное знакомство с персонажами, которое неизбежно в большом голливудском фильме, означает их переизобретение, и все дальнейшее действие лишь эхом напоминает о великом первоисточнике. Поэтому из контента «для своих» мы имеем лишь камео Нолана Норта (озвучивал протагониста в играх), нотки той самой музыкальной темы Грега Эдмонсона и сцену после титров с отрастившим усы Уолбергом.

Несмотря на амбиции и внушительный бюджет, ничего великого у студии не получилось. «Анчартед» смотрится, как средний проект продюсера Джерри Брукхаймер двенадцатилетней давности. Новинка и, скажем, «Принц Персии: Пески времени» с Джейком Джилленхолом – одного поля ягоды; небезынтересные, но посредственные голливудские приключенческие фильмы. Наблюдать за подобным вдвойне обидно, вспоминая студию Riot Games со своим «Аркейн», который в прошлом году доказал скептикам, что адаптация игры может полюбиться и игрокам, и критикам, и зрителям. Их формула подразумевала не только знакомство с вселенной и персонажами, но и их трансформацию, а способы развития сюжета отличались от всего, к чему мы привыкли в голливудском кино. Похоже, пока подобные эксперименты возможны только за маленькие бюджеты и с релизом прямиком на стриминговых сервисах.


Все новости