Рецензия на фильм «Не смотрите наверх»

filmz

Netflix презентовал самый звездный фильм конца этого года. Рассказываем, кому эта злободневная сатира от автора «Власти» может прийтись по душе.

Конец человечества рано или поздно настанет. В фильме предвестником этого конца станет летящая на Землю комета, которую обнаружит аспирантка (Дженнифер Лоуренс) со своим научным руководителем (Леонардо ДиКаприо). Но режиссер Адам МакКей – не Роланд Эммерих, чтобы показывать разрушения во всей красе и рассуждать о ничтожности людей. Здесь природная катастрофа – лишь последняя капля в стакане с давно накипевшим. Гордыня, жадность и остальные пять смертных грехов скорее приведут к закату цивилизации, чем несчастное небесное тело. Попытки ученых предотвратить апокалипсис будут заключаться в борьбе с человеческой глупостью, которая, как поговаривал известный физик, поистине бесконечна.

Адам МакКей типично для своего творчества создает этакий «зоопарк на экране» – ситуация, в которой хорошие актеры вынуждены разыгрывать скорее комичные, нежели трагичные роли. Особого таланта от них вовсе не требуется; разве что нужно постараться выглядеть смешно. Главное, чтобы ключевой персонаж вовремя смог закричать ненормативной лексикой что есть силы, знаменуя кульминацию сцены. В «Не смотрите наверх» комедийных героев и правда много: чего стоят Рон Перлман и Тимоти Шаламе, сыгравшие, пожалуй, самые бестолковые роли в своих жизнях и призванные исключительно забавы ради.

Зрителя же, в отличие от своих героев, режиссер обвинять в невежестве не намерен. Высмеиваемое западное общество — глупое, но оплатившие подписку Netflix его представители – нет. Через бодрый монтаж и междустрочные шутки он всячески старается вести параллельный диалог со смотрящим. К сути этого разговора вопросов нет, озвученные проблемы имеют место быть и неоспоримы. А содержательность аргументов вызывает вопросы – уж слишком фильм манипулятивен и однобок. Псевдоинтеллектуальность картины вырастает из ее псевдодокументальности, примитивность мысли – из убежденности авторов в собственной правоте.

Впрочем, всерьез обвинять безобидную комедию в недостаточной глубине было бы наивно. А упрекнуть за юмор – вполне оправданно. Особенно учитывая, что МакКей – далеко не первопроходец в жанре. Президентка, ставящая свой рейтинг выше необходимости защищать планету, – тема не новая, да и на нее уже много раз высказывались соседи по цеху (причем, справлялись с этим куда лучше: Армандо Иануччи, например, умеет сделать страшнее и смешнее одновременно). Пересечь границу абсурда гораздо талантливее получилось у Тимо Вуоренсолы в «Железном небе».

«Не смотрите наверх» – кино исключительно для поклонников режиссера. Его отточенный стиль чувствуется здесь в каждом кадре. Метанарратив их, вероятно, их порадует, шутки развеселят. Почти все, за что можно было полюбить «Власть» или «Игру на понижение», здесь есть с излишком. А для остальных это окажется вторичной пустышкой в яркой обертке. И даже на звездный каст покупаться не стоит: выдающихся актерских работ здесь, к сожалению, нет.


Все новости