Рецензия на фильм «Титан»

filmz

До российских кинотеатров чудом добрался триумфатор последнего каннского кинофестиваля – боди-хоррор со сценами соития человека и машины. Рассуждаем, заслуживает ли постановщица Жюлия Дюкурно звания «Кроненберга XXI-го века».

Абсурдистский сюжет про диковатую стриптизершу с куском титана в голове, ее секс с автомобилем, последующую беременность и крайне антисоциальное поведение, конечно, оттолкнет немалую часть потенциальных зрителей. Насмотренных же киноманов таким не удивишь: жанр боди-хорроров еще в прошлом веке виртуозно оседлал Дэвид Кроненберг; франкоязычного абсурда мы насмотрелись как минимум у Квентин Дюпье.

«Титан» интригует происходящим вокруг него: сначала каннское жюри во главе со Спайком Ли вопреки всем прогнозам совершает рок-н-ролльный поступок и отдает ему Золотую пальмовую ветвь. А ведь это представитель «низшего жанра», и такое награждать не принято. Потом же российским прокатчикам чудом разрешают показывать в кино наполненную голыми телами и насилием картину. После этого остается лишь пожалеть несчастного Пола Верховена. Его «Искушению» (по-видимому, гораздо более безобидному) такой благосклонности цензоров почему-то не досталось.

На самом деле, вопреки всем предпосылкам, «Титан» – очень посредственный боди-хоррор, и до условной «Автокатастрофы» ему как до Луны. Работы Дэвида Кроненберга несравненно лучше как по эстетичности, так и по способности вызывать отвращение. Вряд ли «Титан» намеренно стилизован под «третьесортное кино»: уж слишком чувствуется ненабитая рука постановщицы. Она то и дело старается шокировать; как в сценарии, так и уже на экране. Получается это, прямо скажем, с переменным успехом. Подражания тарантиновскому «Убить Билла» оказались весьма задорными. Образ главной героини (дебютантка Агат Руссель) получился без малого выдающимся. Но сцены вечеринок с сумасшедшим техно и странными танцами режиссерке, к сожалению, удаются пока куда лучше, чем все остальное.

Конечно, будь все так просто, Жюлия Дюкурно никогда бы не получила награду в Каннах. А дело в том, что за декорациями жанрового кино у нее уже во второй раз скрывается оригинальная и, по-видимому, личная драма. Дебютное «Сырое» имеет гораздо больше общего с «Никогда, редко, иногда, всегда», чем с любым существующим хоррором. «Титан» же сначала кажется бледной копией классики японского трэша «Тэцуо, железный человек». Здесь тоже царствует технофетишизм, происходит такая же трансформация души и тела, рождение «Бога из машины», пусть и не столь смачно изображенные. Вот только эта трансформация не является целью, она – лишь мостик к основной теме картины. Дюкурно смело рассуждает о сложности и сексуальности отношений отцов и дочерей в небинарном мире.

Постановщица не разменивается на мелочи по типу невменяемости героини или наивного феминизма. Погружаясь в тонкости психоанализа и заигрывания с фрейдизмом, она их не без успеха расширяет и адаптирует для современных тенденций. В мире «Титана» нет материальной созависимости, кровное родство не значит ничего, сексуальное влечение предстает в самых немыслимых, едва узнаваемых формах, а у героев есть лишь духовная потребность этой любви, порой вопреки здравому смыслу. Несомненно, кто-то увидит в перечисленном конъюнктурность, но это нисколько не делает «Титан» менее неординарным.


Все новости