Рецензия на фильм «Дюна»

filmz

Многострадальная космоопера наконец добралась до больших экранов. Если восьмиминутные овации в Венеции еще не убедили вас сходить в кино, предлагаем почитать нашу рецензию.

«Величайший неснятый шедевр» – так называли одну из множества попыток экранизировать роман Фрэнка Герберта. Перенос культовой истории на экраны действительно никогда не был по-настоящему удачным. Но давайте признаем: сколь провальными бы ни были опус Дэвида Линча и телесериал начала нулевых, какими бы ни были наши фантазии на тему нереализованного проекта Алехандро Ходоровски с гигеровскими червями и Сальвадором Дали в роли императора, выдающихся фильмов «по мотивам» сделано великое множество.

Да взять те же «Звездные войны», позаимствовавшие у Герберта не менее половины находок. Поэтому снимать очередную дорогущую экранизацию для студии – сознательно «стрелять себе в ногу», рискуя быть обвиненной в копировании всем известных кинофраншиз (именно это произошло с «Джоном Картером» девять лет назад). Путь был выбран смело: Дени Вильнева в режиссеры, никакого постмодернизма, только безграничная любовь и бережное отношение к первоисточнику. Сразу скажем: план сработал, амбициозный проект удался, фразу про «неснятый шедевр» можно смело забывать.

Совершенно необязательно быть знакомым с оригинальным романом или творчеством Вильнёва, чтобы понимать, что ожидает на экране; достаточно одним глазком посмотреть трейлер. Режиссер словно игнорирует весь пласт культуры (если не считать визуальные отсылки, например, к «Космической одиссее» и «Апокалипсису сегодня»), и на совершенно серьезных щах выстраивает киноэпопею как в первый раз. Нам подробно расскажут про сложное мироустройство с его подноготной, в котором некие «специи» (локализаторы не стали использовать слово «спайс» из первоисточника по понятным причинам) позволяют бороздить просторы космоса. Введут главного героя Пола (Тимоти Шаламе), грезящего вещими снами и которому пророчат быть «избранным». Трагические события будут поданы с невероятным пафосом и смакованием каждого эпизода, будь то эпичные битвы или «гамлетовские» сюжетные повороты.

Здесь нет лишних сцен – каждый кадр рассказывает свой маленький миф. Каждый неторопливый эпизод не без успеха залезает в душу и дергает за тончайшие струны. Традиционная для режиссера «вязкость» происходящего несомненно вызовет мощнейший эмоциональный отклик, пусть мы все это уже миллион раз видели. Именно поэтому этот отклик можно охарактеризовать как угодно, но не удивлением. Удивляют разве что визуально мерзкий образ барона Владимира (Стеллан Скарсгард) и непривычно бритое лицо Джейсона Момоа. Вильнёв – не Нолан, который вечно пытается что-то переизобретать. Он – дирижёр, добравшийся до пика карьеры; благодаря ему многочисленные компоненты собираются в единую картинку, создавая магию искусства в общем и кино в частности.

Несомненно, аплодисменты, какие были в Венеции после премьеры, еще прогремят на кинопоказах, да и не раз. Вильнёва любят за его въедливый, неспешный стиль, он неплохо ублажает как фестивальную аудиторию, так и массовую. Если зритель высидел фильм до конца, то он, скорее всего, останется в восторге. Фундамент истории заложен удачно, телеприквел студией уже обещан. Про второй фильм пока только слухи и надежды. Все условия, чтобы «Дюна» стала главной научно-фантастической кинофраншизой 2020-х, выполнены; ее даже в мемах успели увековечить. Остается надеяться, что голосование рублем не даст ей стать лебединой песней высокобюджетной «условно авторской» кинофантастики.


Все новости