Джеймс Ван, вдоволь наигравшись в голливудской песочнице с мега-дорогими блокбастерами, вернулся, наконец, в родные пенаты — к скромным, но эффектным хоррорам, которые когда-то запустили его режиссерскую карьеру. «Злое», намедни вышедшее одновременно в кинотеатрах и на стримингах, рассказывает историю затюканной домохозяйки Мэдисон (Аннабелль Уоллис из «Проклятия Аннабель»). Девушке тут, в общем, не позавидуешь. В анамнезе у нее уже аж два выкидыша, а новая беременность проходит в довольно чудовищных условиях: депрессия, нескончаемое чувство вины и пьющий муж, который уже в прологе, не найдя аргументов в споре, довольно грубо швыряет жену об стенку. Очевидно, привыкшая к семейному террору Мэдисон после очередного нападения чешет свой окровавленный затылок, запирается в спальне и, свернувшись калачиком, засыпает. А пока она спит, некая злобная сущность, пробравшаяся в дом, довольно жестоко расправляется с непутевым супругом-абьюзером.
В первой трети хронометража, когда Мэдисон слоняется по своему шикарному особняку в Сиэтле и предсказуемо скрипит там половицами, зрителю может показаться, что Ван снимает очередную часть «Заклятия» (признаться, после череды сиквелов уже довольно поднадоевшего). Камера, игнорируя наличие стен и законы гравитации, постоянно парит где-то под потолком, наблюдая сверху за каждым шагом девушки, которая, вернувшись в проклятый дом, пытается жить дальше. В окнах и зеркалах по традиции жанра то и дело отражаются какие-то зловещие фигуры. Призраки прошлого гремят посреди ночи посудой, тарабанят по полу и включают телевизор на всю громкость.
Тут надо сразу признать, что зрителю нужно будет набраться терпения хотя бы на полчаса, принять все эти набившие оскомину жанровые клише как должное и дождаться момента, когда главная героиня вновь отправится в мир грез, пробуждающий чудовищ. Вместе с ними, собственно, в картине в какой-то момент просыпается и режиссер Ван — большой поклонник Роджера Кормана, итальянского джиалло и позабытых бади-хорроров из 80-х, беззаветную любовь к которым, как оказалось, не задушишь, не убьешь, даже временем, проведенным на съемочной площадке «Аквамена».
Главная героиня, постановщик и обещанный в прологе престижный дисциплинированный хоррор с каждой минутой теряют тут над собой контроль, превращаясь в головную боль студийных боссов и абсолютную радость для адептов жанра, которые когда-то по двадцать раз пересматривали затертую видеокассету с какими-нибудь «Плохими снами» или «Существом в корзине». «Злое» с его ворохом сюжетных твистов, что валятся тебе тут на голову каждые двадцать минут — кино, пожалуй, не слишком умное и не то чтобы шибко страшное.
Тем не менее, отчего-то кажется, что именно эта картина обретет впоследствии культовый статус, навечно прописавшись в тайм-слоты полуночных показов американских кинотеатров накануне Хэллоуина. В отличие от многих других авторов, пытавшихся воспроизвести атмосферу классических фильмов ужасов категории «B», Джеймс Ван не включает «умника» и не смотрит на низкий жанр свысока. Он играет по правилам: снимает отчаянно старомодное, действительно злое и, чего уж там, довольно тупое кино, которое, вопреки всему, упоительно в своей тупости ровно настолько, что его хочется пересмотреть сразу же после финальных титров.
Рецензия на фильм «Не дыши 2»
В прокате продолжение хитового хоррора пятилетней давности о незрячем ветеране и непутевых домушниках. Выяснили, почему сиквел про слепого мужика с молотком оказался совершенно неуместным...
Рецензия на фильм «Время»
Мастер неожиданных концовок М. Найт Шьямалан в очередной раз сделал мистическое кино, где все совсем не такое, каким кажется. Самая личная картина автора уже в кинотеатрах...
Рецензия на фильм «Тихое место 2»
В кинотеатрах начался прокат продолжения мегаудачного постапокалиптического хоррора про молчаливых босоногих выживальщиков. И это тот самый случай, когда сиквел как минимум не хуже оригинала...