«Петровы в гриппе», как и предыдущий хит Кирилла Серебренникова «Лето» – это, прежде всего, фильм-настроение. Только уже не летнее, а по-настоящему новогоднее. Сюжетные линии выдающегося первоисточника, романа Алексея Сальникова, здесь настолько завуалированы, что кажутся поначалу невнятной мешаниной случайно перекликающихся событий. Вот на заднем плане из телевизора доносится что-то про убитого мужчину, про пропавший труп; в аптечке хранится аспирин полувековой давности, на улицах расстреливают людей, стены повсюду исписаны народными мудростями, Чулпан Хаматова охотится с ножом на случайных прохожих, поэты читают стихи и дерутся, на небе появляются НЛО. А галлюцинирующий Петров (Семён Серзин) блуждает по всем этим фантасмагоричным декорациям подобно Красной шапочке.
Перечисленное – лишь малая часть фарса, происходящего за увесистые, но невероятно увлекательные два с половиной часа хронометража. Впрочем, назвать это бессмыслицей было бы неправильно: все сюжетные линии лаконичны и аккуратно сплетены (может, лишь за исключением сцены с Иваном Дорном, значимость которой без книжки не понять), а хронологическая запутанность и насыщенность событиями лишь подчеркивают, что у главного героя на фоне гриппа и новогоднего похмелья поехала крыша.
По окончании просмотра вы даже сможете без труда расшифровать сложносочиненные постеры фильма. Художественная ценность же состоит в том, что зритель должен непременно попасть в унисон с Петровым и пережить с ним этот трип. Съемочной команде добиться этого эффекта, безусловно, удалось. Выдающиеся здесь и саундтрек, и картинка наполнены невероятным количеством деталей (оператор Владислав Опельянц, кстати, получил-таки награду за операторскую работу в Каннах). И даже бесконечные «запикивания» матов неспособны испортить впечатление. К концу просмотра уже будет не всегда понятно, кашляет ли это персонаж на экране, или зритель на соседнем ряду; действительно ли поднялась температура в помещении, или вы все же где-то подцепили злосчастную инфекцию.
Не сказать, что мы ничего подобного ранее не видели. «Русская хтонь» – довольно популярная тема в последнее время, успевшая порядком надоесть. И, в общем-то, что можно ожидать от очередной рефлексии на тему российской действительности? Мудрости вроде "до свадьбы не доживешь", если и озвучены впервые, но уж точно подразумевались в многочисленных картинах (от «Тесноты» до «Топей»). Но упрекать авторов за некоторую запоздалость – это как ругать Вуди Аллена за то, что он уже 70 лет из года в год делает одно и то же кино. Вторичность концепции (не забываем, что роману Сальникова уже стукнуло пят лет) компенсируется качеством исполнения и искренностью создателей.
Судя по сценам с общественным транспортом, мастистыми кондукторшами и придурковатыми пассажирами (одну такую мы уже видели в «Лете», а тут их не менее трех), Серебренников питает особые чувства к российской действительности. Они не такие, как у Василия Сигарева в очень похожей «Стране ОЗ», где за повседневной чернухой и чудаковатостью персонажей скрывалась нежная любовь ко всему происходящему. У Серебренникова это любовь не «за» что-то, а «вопреки». Ситуация, в которой потерянная Снегурочка подходит к больному мальчику на школьном утреннике и берет его за руку, вызывает не восторг от произошедшего, а стыд за неудавшийся праздник. Зато факт, что для мальчика она холоднее льда, а он для нее горячее солнца – настоящее чудо. И таких чудес в «Петровых в гриппе» великое множество.
Рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова
«Лето» Кирилла Серебренникова – это взгляд современного режиссера на богов из ленинградского рок-клуба, разговор о свободе художника, и сага о тоталитаризме для старшего школьного возраста.