Рецензия на фильм «Петровы в гриппе»

filmz

2021 год выдается на удивление удачным для российского кино. Рассказываем про одного из самых ярких представителей, участника программы Каннского фестиваля, над которым Кирилл Серебренников корпел во время домашнего ареста, дабы не сойти с ума.

«Петровы в гриппе», как и предыдущий хит Кирилла Серебренникова «Лето» – это, прежде всего, фильм-настроение. Только уже не летнее, а по-настоящему новогоднее. Сюжетные линии выдающегося первоисточника, романа Алексея Сальникова, здесь настолько завуалированы, что кажутся поначалу невнятной мешаниной случайно перекликающихся событий. Вот на заднем плане из телевизора доносится что-то про убитого мужчину, про пропавший труп; в аптечке хранится аспирин полувековой давности, на улицах расстреливают людей, стены повсюду исписаны народными мудростями, Чулпан Хаматова охотится с ножом на случайных прохожих, поэты читают стихи и дерутся, на небе появляются НЛО. А галлюцинирующий Петров (Семён Серзин) блуждает по всем этим фантасмагоричным декорациям подобно Красной шапочке.

Перечисленное – лишь малая часть фарса, происходящего за увесистые, но невероятно увлекательные два с половиной часа хронометража. Впрочем, назвать это бессмыслицей было бы неправильно: все сюжетные линии лаконичны и аккуратно сплетены (может, лишь за исключением сцены с Иваном Дорном, значимость которой без книжки не понять), а хронологическая запутанность и насыщенность событиями лишь подчеркивают, что у главного героя на фоне гриппа и новогоднего похмелья поехала крыша.

По окончании просмотра вы даже сможете без труда расшифровать сложносочиненные постеры фильма. Художественная ценность же состоит в том, что зритель должен непременно попасть в унисон с Петровым и пережить с ним этот трип. Съемочной команде добиться этого эффекта, безусловно, удалось. Выдающиеся здесь и саундтрек, и картинка наполнены невероятным количеством деталей (оператор Владислав Опельянц, кстати, получил-таки награду за операторскую работу в Каннах). И даже бесконечные «запикивания» матов неспособны испортить впечатление. К концу просмотра уже будет не всегда понятно, кашляет ли это персонаж на экране, или зритель на соседнем ряду; действительно ли поднялась температура в помещении, или вы все же где-то подцепили злосчастную инфекцию.

Не сказать, что мы ничего подобного ранее не видели. «Русская хтонь» – довольно популярная тема в последнее время, успевшая порядком надоесть. И, в общем-то, что можно ожидать от очередной рефлексии на тему российской действительности? Мудрости вроде "до свадьбы не доживешь", если и озвучены впервые, но уж точно подразумевались в многочисленных картинах (от «Тесноты» до «Топей»). Но упрекать авторов за некоторую запоздалость – это как ругать Вуди Аллена за то, что он уже 70 лет из года в год делает одно и то же кино. Вторичность концепции (не забываем, что роману Сальникова уже стукнуло пят лет) компенсируется качеством исполнения и искренностью создателей.

Судя по сценам с общественным транспортом, мастистыми кондукторшами и придурковатыми пассажирами (одну такую мы уже видели в «Лете», а тут их не менее трех), Серебренников питает особые чувства к российской действительности. Они не такие, как у Василия Сигарева в очень похожей «Стране ОЗ», где за повседневной чернухой и чудаковатостью персонажей скрывалась нежная любовь ко всему происходящему. У Серебренникова это любовь не «за» что-то, а «вопреки». Ситуация, в которой потерянная Снегурочка подходит к больному мальчику на школьном утреннике и берет его за руку, вызывает не восторг от произошедшего, а стыд за неудавшийся праздник. Зато факт, что для мальчика она холоднее льда, а он для нее горячее солнца – настоящее чудо. И таких чудес в «Петровых в гриппе» великое множество.

Читайте также:

Рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова
«Лето» Кирилла Серебренникова – это взгляд современного режиссера на богов из ленинградского рок-клуба, разговор о свободе художника, и сага о тоталитаризме для старшего школьного возраста.


Все новости