Вердикт за деньги. Оружие вместо никотина

А тут еще неприятность навалилась – сюжет украли. После выхода на экраны фильма «Фирма» началась мода на экранизации романов Гришема – «Клиент», «Дело о пеликанах», «Время убивать», «Благодетель». Фильмы с большим или меньшим успехом проходили в кинопрокате, политические детективы автора регулярно возглавляли списки бестселлеров. Тогда, в 1996 году, боссы студии обратили внимание на один из ранних романов писателя «Вердикт за деньги» (в буквальном переводе на русский «Неуправляемые присяжные»), появившемся в продаже еще до кинобума. Роман рассказывал о весьма запутанном деле по иску против табачных компаний. Проблема была в том, что среди присяжных оказался человек, который мог руководить ими, как кукольник в балагане на ярмарочной площади. Играть, как водится, на деньги, потому что любой из необходимых противным сторонам вердиктов он мог обеспечить – вопрос в том, кто больше заплатит.

Однако для сценаристов громом среди ясного неба стал выход на экраны картины Майкла Манна «Свой человек». Работник табачной кампании с потрохами выдает секреты производителей сигарет и требует добиться признания ими о том, что сигареты вызывают зависимость, схожую с наркотической. В основу ленты легла статья Мэри Бреннер. Оказалось, что появись лента «Вердикт за деньги» в тот момент, ей бы было самое время. Линия защиты рухнула. Выпускать фильм по подобному сюжету было сродни заведомому провалу. И еще три года ушло на переработку сценария. Финальная доработка случилась примерно тогда же, когда на экраны вышел документальный фильм Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». Повод для громкого процесса был найден – иск против производителей огнестрельного оружия. Тема весьма актуальная в стране, где оружие продается свободно, а любые попытки ограничить его распространение наталкиваются на мощное лобби в парламенте.

И все-таки переработка и актуализация сюжета не пошла на пользу роману Гришема. Его сюжет был основательно упрощен, обработка присяжных свелась к минимуму. Беспринципный и наглый присяжный Николас Истер в постановке Гари Фледера стал изворотливым, но уж больно совестливым. В его поступках обнаружилась не только жажда наживы, но и человеческий фактор. В книге динамика погрязала под грудой сюжетных линий, а в фильме притаилась в перенасыщенном трюками монтаже. Попытка добавить динамики обернулась ее полным исчезновением. И никое созвездие актеров не может спасти фильм, в котором намерение заработать денег обернулась еще и увещеванием страны отказаться от оружия. Нельзя делать вещей несовместных – жар и острота такого блюда улетучиваются.

В кинотеатрах России с 26 февраля 2004 года
Расписание показов на kinoafisha.net


Все новости