Два кореша, один тупее другого, не сильно преуспевают в жизни. Один живет с мамой, второй и вовсе бездомный. Однажды друзья берутся за пустяковую курьерскую работу, чтобы заработать пару сотен евро на пропитание. Во время езды на только что угнанном автомобиле они услышат странный звук, доносящийся из багажника. В нем герои найдут гигантскую сонную муху. Недолго думая они решат, что грех не воспользоваться выпавшим шансом, и попытаются приручить насекомое, чтобы оно выполняло за них грязную работу.
Успешный музыкант с псевдонимом Mr. Oizo, а последние два десятка лет еще и довольно известный режиссер Квентин Дюпьё всегда снимает оригинальное и как правило бессмысленное кино. В его картинах кровожадные автомобильные покрышки убивают все живое, сквозь крышу офиса запросто идет дождь, а старомодная кожанка завладевает разумом хозяина, чтобы тот уничтожал все другие куртки, попадающиеся на его пути. Работает автор в самых что ни на есть «низких» жанрах – прежде всего хорроре и комедии. Однако нишевые концепции он умудряется разбавлять обильным количеством фирменного безумия, не скатываясь при этом в приевшийся постмодернизм, а постоянно удивляя.
Искать в его фильмах что-то глубокое, будь то сложная мораль или остроумная метафора, совершенно не стоит: сюжетная структура непредсказуемо витиеватая, но при этом традиционно простенькая. Ее симбиоз с несуразностью происходящего вряд ли добавляет новые смыслы. Но нет и ощущения, что сценарии написаны глуповатой нейросетью, едва связывающей слова в предложения и сцены в повествование. По крайней мере это касается его поздних, наиболее жанровых картин – «Оленья кожа» и «Жвалы». Последняя – яркий пример, когда в декорации примитивного подобия «Тупого и еще тупее» вплетаются специфическое, характерное для французов чувство юмора и тот самый авторский абсурд. Получившаяся бурная смесь – не просто «странное фестивальное кино», а вполне себе понятный и оригинальный представитель подуставшего ныне жанра комедии.
Суть этой самой комедии здесь не только в многочисленных шутках, но и в уникальной способности Дюпьё постоянно ошеломлять зрителя. Отборная белиберда несется с экрана не прекращаясь, линия сюжета виляет покруче горного серпантина. Регулярные неожиданные повороты сценария провоцируют незамедлительные выбросы дофамина в мозге и получение невероятного удовольствия от наблюдения за происходящим. От тех, кому авторская стилистика чужда, можно, конечно, ожидать негативную реакцию на новинку словами «что за бред». Винить их не будем, ведь чувство юмора – вещь очень интимная. И все же стоит отметить важность большинства фильмов Дюпьё, и «Жвал» в частности – ведь это живое доказательство, что у комедии есть иное будущее, помимо бесконечных скрещиваний жанров.