filmz

Рецензия на мультфильм «Лука»

filmz

Чрезмерная меланхоличность в последних работах Pixar показалась вам слишком обременяющей? Новый проект студии уже в кино, и он предлагает надеть розовые очки: градус привычной «авторскости» поубавился, а в историю вплетены натуральные миядзаковские мотивы.

Мальчик Лука – антропоморфная амфибия, известная людям как опасный морской дракон. Его всю жизнь интересовал вопрос: «Откуда берутся лодки, что ходят по воде?». Родители умалчивали и всегда строго-настрого запрещали подниматься на поверхность: потому что от людей на суше добра не жди. Однажды он встречает своего сородича по имени Альберто, который приноровился покидать объятия моря и жить под открытым небом. Ребята быстро станут друзьями и будут мечтать о модном скутере. И вот в один прекрасный день фантазер Лука и бунтарь Альберто придумают способ заполучить желанную вещь. Для этого им надо будет попасть в ближайший людской поселок и победить в местных соревнованиях по триатлону.

Режиссера Энрико Касаросу можно смело поздравить с успешным дебютным полнометражным проектом: пусть ему не хватает собственного стиля, и в фильме очевидно торчат рога подражания гениальному Хаяо Миядзаки, результат это нисколько не портит, даже наоборот. Разумеется, последним проектам Pixar, которые выходили чересчур экспериментальными и серьезными, ничего не мешало набирать уймы престижных наград, положительную прессу и каждый раз становиться важными культурными событиями. И все же ставить «Тайну Коко» или «Душу» на полку «главнейших мультфильмов в истории кинематографа» – решение не самое бесспорное. «Лука» же в своем отказе от сложного размышления о жизни и смерти обращается к банальным темам: конфликту с родителями, погоне за мечтой, дружбе и необходимости покидать родное гнездо. За пустяковым сюжетным конфликтом кроется традиционно для студии трогательная история в романтизированных декорациях солнечной Италии. И надо признать, заложенный авторами легкомысленно жизнерадостный посыл – отличный подарок зрителям во всем мире, пережившим за последний год немало трудностей.

Конечно, есть повод заподозрить, что Pixar решились на один из самых конъюнктурных проектов в своей фильмографии, пожертвовав глубиной мультфильма ради ублажения публики. В банальности сюжета можно заметить упрощение и пустоту истории. Здесь не заготовлено никакого двойного дна, запутавшегося в самом себе подсознания, сложноустроенного загробного мира или хитросплетенных сценарных ходов. Сплошь проговаривание вечных истин, словно средний возраст целевой аудитории уменьшился на десяток-полтора лет. Но почему бы, собственно, и нет. Как тут не привести аналогию с советской мультипликацией: не всем же любить и пересматривать авторского "Ёжика в тумане", кто-то предпочитает более попсового "Малыша и Карлсона". Последний рассказывает захватывающую историю, говоря со всеми на одном языке; шутки там поймет и стар и млад, никто после просмотра не останется обиженным.

Касароса снял универсальную фантастическую сказку, гимн свободе, добившись, кажется, недостижимого – он пересоздал культового «Инопланетянина» Стивена Спилберга с диаметрально противоположной перспективой. Здесь люди не подозревают о чужеродности главных героев. Пришелец не желает вернуться домой, а бежит из него. Удивительное и невероятное все также существует среди нас, но оно не вышло из космоса, а вынырнуло из воды, и тоже стремится к звёздам. Большинство границ в жизни воображаемы: они, как правило, только в головах, а большинство конфликтов – от недопонимания. За этими барьерами лежит большая дорога в будущее. Все еще впереди, с расставаниями жизнь не кончается, а только начинается.

Читайте также:

Рецензия на мультфильм «Душа»
Мы посмотрели новый мультфильм производства Pixar, проповедующий практику осознанности и «биографическую контрацепцию». Самая мрачная работа студии в кино с 21 января...

Рецензия на мультфильм «Легенда о волках»
Вероятный претендент на грядущий «Оскар» за лучший анимационный фильм, презентованный сервисом Apple TV+. Мы посмотрели новый мультфильм «ирландского Миядзаки» и рассуждаем, как за кажущейся прогрессивностью скрывается ретроградство авторов и при чем здесь Джеймс Кэмерон..


Все новости