В ирландском городе Килкенни образца XVII века на каждом углу развешаны объявления, гласящие, что главный враг народа – волк. О них говорят на каждом углу, пишут в каждой газете, с ними сражаются в своих ролевых играх дворовые ребята. Одна девочка по имени Робин, отлынивая от уборки дома, в тайне от своего отца тренируется стрелять из лука, мечтая стать охотницей и освободительницей мирных крестьян от гнета зверей. От них все беды: урожай не тот, жизни людей постоянно под угрозой, несчастному большому брату приходится следить за горожанами на каждом углу. Тем, кто волкам симпатизирует, грозит страшное наказание вплоть до смертной казни. И вот главная героиня встречает диковатую рыжую девочку-оборотня из леса, которая способна командовать хищниками и чудом исцелять чужие раны. Дикарка спасает жизнь птичке Робин, которую та сама и подстрелила. И главная героиня стоит на распутье: с одной стороны отец-охотник, который всю жизнь посвятил истреблению хищников, с другой – новая лучшая подруга в лице хранительницы волков. По одну руку городские порядки, полицейский режим и не продохнуть, а женщине там место только на кухне. По другую – волшебный лес свободы.
Дифирамбы, которые выдающемуся мультипликатору Томму Муру поют критики, сравнивая его с самим Хаяо Миядзаки и называя одним из главных сказочников XXI века, возникли совершенно неспроста. Актуальность сюжетов и значимость поднимаемых тем соответствуют всем современным трендам киноиндустрии, а в чем-то и предвосхищают их. В «Легенде о волках» наблюдается и борьба за свободу, и экоактивизм, и мощнейший феминистический посыл: женщины должны сами определять свою судьбу, а феминность природы противопоставлена маскулинности государства. Здесь совсем нет принца и возлюбленного, нет фантазий о супружеской жизни; в наибольшей степени раскрываются лишь тонкости отношений отцов и дочерей. С другой стороны – увлеченность Мура своими корнями, ирландской идентичностью, демонизация англичан с их христианством, порядками, колониализмом.
Скрываемое за прогрессивностью ретроградство отражается и в визуальном стиле. Невероятной красоты картинка анимирована вручную с нарочито оставленными помарками, и эти неровности выполняют повествовательную функцию. Городские жители изображены аккуратными линиями; лесные обитатели гораздо более неопрятные, с непотертыми следами карандаша и пробелами в закраске, но при этом им свойственна некая аморфность. Словно следуя заветам Брюса Ли, природа придерживается повеления «быть водой», тем и превосходит цивилизацию, скрепленную правилами и надзорами. Создатели, конечно, симпатизируют этой неаккуратности и дикости: «черствость и сила – спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия».
Находясь в лесу, герои Мура «уже не в Канзасе, они на Пандоре». Пусть тематика единения с природой вряд ли способна вызвать такие же пылкие дискуссии о «Легенде о волках», как и детище Джеймса Кэмерона, но основной посыл очень схож. Режиссеров, конечно, можно обвинить в наивном ретроградстве. Томм Мур выстраивает абсолютно утопичный мир, лес – это локация для побега из суровой действительности, а попавшие в него герои наделяются новыми телами и душами. Кто не умрет, тот изменится. Стоит заметить, что в отличие от «Аватара», цивилизованному человечеству здесь уготована не неизбежная гибель, а, скорее, прозябающее существование.
В итоге мастерством автора становится способность скрепить все перечисленные составляющие и сделать отнюдь не агитку со смелым визуалом. Перечисленные антиподы уравновешивают друг друга, образуя органичную и ненавязчивую историю: самую настоящую универсальную сказку, этиологически роднящуюся, к примеру, с работами братьев Гримм, что так близко европейским зрителям. Сказку без намека на романтическую линию, без единого произнесения вслух «сильная и независимая женщина», без откровенного разделения на «детскую» и «взрослую» составляющие, говорящую с людьми на понятном каждому языке. Показывающую на уровне образов, что значит задыхаться от несвободы, чахнуть в выбранной кем-то другим жизни, завораживающе изображающую красоту природы и нежность материнской любви.
Рецензия на фильм «Выпускной»
Самый плодовитый кудесник Голливуда выпустил американскую версию «Голубого огонька» с болливудским привкусом, Мерил Стрип и Николь Кидман. Мы попытались разобраться, чем праздничный продукт Netflix все-таки лучше детища «России-1»...
Рецензия на фильм «Дичь»
Посмотрели и рекомендуем к просмотру вышедшую на днях в онлайн-кинотеатрах «Дичь», занятную черную комедию, рожденную из сплава «body swap movie» и слэшеров 80-х. Винс Вон в роли старшеклассницы и старшеклассница в роли кровожадного маньяка. Убийств много, и все – только не предназначенными для этого предметами...
Рецензия на фильм «Звук металла»
На Amazon Prime вышел фильм, звучание которого снесет вам крышу. Рассказываем, почему эту социально значимую и облюбованную критиками картину стоит посмотреть всем, кто решил кардинально изменить свою жизнь...
Рецензия на фильм «Манк»
Netflix презентовал на суд зрителя «Манка», новую работу Дэвида Финчера, реализация которой была давней мечтой автора и стала возможной лишь с легкой руки вездесущего стриминга. Рассказываем, как скромно вышедший на малых экранах «Манк» стал одним из самых колоссальных успехов в карьере легендарного голливудского перфекциониста...
Рецензия на фильм «Черный медведь»
Мы посмотрели фильм из программы последнего кинофестиваля «Санденс». Разбираемся, почему он отличается не только заслуживающим высшей награды перформансом Обри Плазы, и как эта оригинальная метаинтерпретация блуждания сценариста по лабиринту своего разума отсылает к Линчу с его «Малхолланд Драйв»...
Рецензия на фильм «Взаперти»
Вторая картина многообещающего режиссера нашумевшего «Поиска» – про то, как бежать из дома, если не можешь ходить, а все средства связи были отключены предусмотрительными родителями...
Рецензия на фильм «Цой»
Водитель Павел Шелест не мог представить, как изменится его жизнь, когда 15 августа 1990 года с его автобусом на трассе столкнется «Москвич» Виктора Цоя. По злой иронии именно ему предстоит перевезти тело лидера группы «Кино» в Ленинград для погребения. И делать это он будет в компании бывшей жены Цоя, его сына, любовницы, друга и одержимой фанатки...
Рецензия на фильм «Земля кочевников»
На питерском фестивале «Послание к человеку» состоялась российская премьера лауреата «Золотого льва» Венецианского фестиваля. Рассказываем об одном из главных фильмов года...
Рецензия на фильм «В чужой шкуре»
Сын Дэвида Кроненберга снял свой второй полнометражный фильм – еще один боди-хоррор на грани безумия, и получилось кинематографичнее дебюта...
Рецензия на фильм «Ребекка»
Ремейк первого голливудского фильм Альфреда Хичкока за авторством страшно талантливого соотечественника Бена Уитли...
Рецензия на фильм «Ведьмы»
Роберт Земекис снял ремейк одноименного фильма 1990-го года в лучших традициях современного Диснея: точно скопировав большинство деталей, но растеряв при этом свойственный оригиналу скандинавский сюрреализм...
Рецензия на фильм «Борат 2»
Спустя полтора десятка лет Саша Барон Коэн снял продолжение культовой комедии нулевых. В сиквеле он рассказывает, откуда взялся COVID-19 и почему феминизм – это хорошо...
Рецензия на фильм «Последняя капля»
София Коппола сняла бадди-муви с блистательным дуэтом Билла Мюррея и Рашиды Джонс про кризис среднего возраста и тонкости отношений отцов и дочерей...
Рецензия на фильм «Спайс бойз»
В российские кинотеатры ворвались лихие и неистовые «Спайс бойз» за авторством беларусского режиссера Владимира Зинкевича. Картина успела отметиться на отзвеневшем месяц назад ММКФ в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было». Черная комедия на стыке с жанром хоррора довольно смело и безо всяких стеснений рассказывает о вреде наркотиков...
Рецензия на фильм «Суд над чикагской семёркой»
Netflix презентовал на суд зрителя вторую режиссерскую работу Аарона Соркина, разыгранный россыпью первоклассных актеров процедурал о столкновении протестантов с полицией в Чикаго в 1968-м году...
Рецензия на фильм «Падение»
Фильм из программы несостоявшегося Каннского кинофестиваля – от лучшего дебютанта этого года Вигго Мортенсена...
Рецензия на фильм «Гипноз»
В прокат вышла новая работа Валерия Тодоровского «Гипноз». Картина успела принять участие в основном конкурсе 42-го Московского международного кинофестиваля, на котором она, увы, не смогла загипнотизировать ни жюри, ни зрителей...
Рецензия на фильм «Гнездо»
Кино про трудности переезда в Англию и одну мертвую лошадь – от канадского дарования Шона Дёркина...
Рецензия на фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»
Выдающаяся картина о двух девушках, тайно едущих на аборт в Нью-Йорк. Гран-при жюри последнего Берлинале...